Южноказахстанские мукомолы заявили о близком крахе из-за дефицита зерна
На мукомольных предприятиях ЮКО зерна осталось на пару дней. Мукомолы ЮКО считают, что в их проблемах виноваты железнодорожники: зерно не на чем привезти.27 октября в Шымкенте руководители крупных мукомольных предприятий региона собрали экстренную пресс-конференцию, на которой заявили, что могут разориться из-за того, что им не на чем привезти зерно из элеваторов. А того, что есть, осталось максимум на два дня работы. Вагоны для перевозки урожая из северных регионов и поставки муки на экспорт просто исчезли.
Бизнесмены считают, что проблемы возникли по вине железнодорожников. Нехватка специализированных зерновых вагонов приводит к затовариванию продукцией, срыву контрактных обязательств перед получателями, а следовательно, и к значительным убыткам, которые несут местные товаропроизводители.
Ситуация осложняется тем, что многие из бизнесменов Южного Казахстана связаны кредитными обязательствами перед банками, и тем, что основными контрагентами по договорам поставок являются представители ближнего и дальнего зарубежья, а соответственно, и ущерб оценивается в валюте. Перед журналистами выступили семь руководителей мелькомбинатов региона, но они уверяют, что говорят за все 50 мукомолен области.
"Наши хлеборобы собрали неплохой урожай, и с сентября его никто не может забрать, никто не может отгрузить. У всех предприятий есть обязательства, кредиты, налоги, зарплату платить не можем, потому что у нас все деньги вложены в зерно, и мы их не можем вытащить. Мы не можем делать оборот. У нас есть клиенты, которые покупают муку, и они сделали предоплату, но мы не можем им отгрузить. Потому что у нас нет продукции, так как нет сырья", – разводит руками директор одного из крупнейших южноказахстанских заводов "Алтын дан" Бахарам Абдукаримов.
Для бесперебойной работы в сутки в регион должно приходить 3000 тонн зерна. Только "Алтын дан" способен переработать 450 вагонов пшеницы в месяц. Однако с середины сентября начался перебой с вагонами, а теперь компания "Астык транс", которая занимается грузовыми перевозками зерна, даже перестала принимать заявки.
"Поставщик вагонов "Астык транс" даёт нам вагоны и осуществляет перевозку. На сегодня вагонов нет, обещают, но не могут сказать, когда будут. По информации, все вагоны ушли в Россию, там большой урожай, и они экспортируют на черноморские и балтийские порты. А внутри Казахстана движения нет, все вагоны ушли туда", – возмущается Бахарам Абдукаримов.
Мукомолы ЮКО возмущаются, что им приходится поднимать цену на муку, так как спрос уже превышает предложение. Сейчас цена поднялась на два тенге, что, вероятно, отразится и на цене хлеба. Однако стоимость зерна, наоборот, падает: если месяц назад оно стоило 50 тенге, сейчас уже – 40 тенге за килограмм.
"Мы сейчас дали заявку на 50 вагонов в Узбекистан. Но даже, если получу эти вагоны, проблема-то не решается. Потому что нам срочно нужно минимум 70 вагонов, "Алтын дану" – 70 и так далее. Если наладить систему: быстрый привоз, быстрая разгрузка и обратно, то за месяц 7-8 кругов можно сделать. Мне кажется, чем на экспорт, в первую очередь нам должны давать, внутреннее перемещение быстро происходит", – говорит директор ТОО "Пионер" Чингиз Абдиев.
Из трёх тысяч тонн в сутки перерабатываемого в ЮКО зерна, 80% муки идёт на экспорт в Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан. Многие покупатели заранее оплатили поставку муки и ждут выполнения договорных обязательств. А почти 10 тысяч работников мелькомбинатов региона ждут зарплату.
По данным бизнесменов, в 2009 году стоимость провоза одного вагона с севера до южной границы страны составляла (без НДС) 85 тысяч тенге, в 2010-м – около 100 тысяч, в 2011-м – 114 тысяч, 2012-м – около 130 тысяч, 2013 году – уже 240 тысяч тенге, Цена, в зависимости от конечного пункта, доходила до 300 тысяч. Затем железнодорожники объявили о введении новых тарифов на железнодорожные перевозки. Плюс к этому появились новые расходные статьи: тариф за порожний возврат вагона и вознаграждение за услуги транспортной экспедиции.
"Раньше тоже были проблемы, но вопрос решался, а теперь передали все вагоны в частную структуру "Астык транс", и в два раза увеличился их операторский тариф. Тариф ж/д – 180 тысяч, и точно так же берёт за операторские услуги оператор "Астык транс". Они уверяли, что будут вкладывать деньги в покупку новых вагонов. Но проблема-то не решается – вагонный парк не увеличивается. Не надо делать монополистов!" – считает заместитель директора компании "Дани нан" Кудрат Ерметов.
Мукомолы направили письмо в Национальную палату предпринимателей: они считают, что эта проблема должна решаться на уровне министерства.