ЮНИСЕФ и НЦЗП проверили полезность питания в казахстанских школьных столовых
Нормы потребностей населения Казахстана в пищевых веществах и энергии не соответствуют международным.ЮНИСЕФ и Национальный центр здорового питания завершили исследование по оценке школьного питания в
школах Шымкента, Туркестанской и Западно-Казахстанской областей.
Исследование показало, что нормы потребностей населения Казахстана в пищевых веществах и энергии не соответствуют международным и требуют пересмотра.
"Необходимо усовершенствование и гармонизация многочисленных нормативных правовых актов, регулирующих школьное питание", – заключили эксперты.
Для оценки школьного питания специалисты провели опрос детей и персонала школьных столовых, фокус-группы с родителями, изучили школьное меню на соответствие состава блюд по содержанию в них белков, жиров, углеводов, микро/макронутриентов, витаминов и калорийности международным и казахстанским нормам физиологической потребности в веществах и энергии.
Исследователи пришли к выводу, что нормы потребления сахара и соли в казахстанских нормативах в ряде случаев превышают международные рекомендуемые нормы. Также в исследованных школах среди всех детей и подростков от 6 до 17 лет у 12% встречается избыток массы тела, а у 6% – ожирение. У мальчиков наблюдалась более высокая тенденция к избытку массы тела и ожирению (21%), чем у девочек (16%).
О вреде соли знают 50% опрошенных учеников, 20% ответили, что соль полезна, 30% не знают ответа.
При этом, по данным опроса детей, сегодняшнее школьное меню нравится 59% детей, 21% детей еда не нравится, а 20% вовсе не питаются в школьной столовой. Родители и дети положительно относятся к бесплатному школьному питанию, но желали бы расширить ассортимент блюд, увеличить количество и разнообразие фруктов.
По итогам исследования специалисты выработают основные рекомендации для улучшения организации школьного питания. Рекомендации опубликуют после проведения консультаций с министерствами.
Исследования проводились с сентября 2022 года по январь 2023 года. 10 школ в трёх регионах выбрали случайным образом: две школы в Алматы и по четыре школы в регионах. Также исследования проводили в сельских школах. В последний раз такие исследования проводились в 2016 году.