Врачи поликлиник Астаны выезжали к пациентам домой 200 тысяч раз в 2018 году
Минздрав показал журналистам, как работают станция скорой помощи и службы неотложной помощи в поликлиниках Астаны.Министерство здравоохранения во время пресс-тура для журналистов показало, как работают станция скорой медпомощи и службы неотложной помощи при поликлиниках.
У городской станции скорой медпомощи в Астане 66 машин в разных районах города. Ежедневно в "скорую" поступает 2500 обращений, на 1500 из которых фельдшеры выезжают.
"Из этих 1500 человек в стационары доставляют максимум 400 человек, обычно 350. В стационар кладут 250, остальные 150 возвращаются домой. Остальные случаи (1000 из 2500. – Авт.) заканчиваются на уровне работы диспетчера "103". Диспетчер разъясняет, иногда спрашивают про таблетки, мы их переводим в другие поликлиники, другие call-центры, вплоть до адреса аптеки иногда", – сказал главный врач городской станции скорой медицинской помощи акимата Астаны Тимур Муратов.
По словам Тимура Муратова, на станции наблюдается дикое потребление экстренной медицинской помощи.
"Бывают случаи, когда человек неправильно подстриг себе ногти, и у него образуется воспаление подкожной клетчатки или фурункул. Иногда звонят и говорят, мол, я вчера сходила к лашмейкеру (мастер по наращиванию ресниц. – Авт.), у меня ресница упала, что делать. На маникюр сходила, край ногтя кривой. Я эти случаи уже коллекционирую. Однажды одно из уважаемых республиканских медицинских учреждений вызвало на свою территорию скорую помощь", – рассказал Тимур Муратов.
"Часто используемые поводы для обращения в "скорую" за рубежом: слабость, травма, затруднение дыхания, передозировка каких-то лекарств, наркотиков. У нас повод номер один – это высокая температура, второй – болит живот и голова. Все три этих состояния никакой угрозы жизни не представляют. Поэтому мы внедряем неотложную помощь на уровне поликлиники, пытаемся внедрить программы управления заболеваниями и дальше управлять этими процессами", – рассказал он.
Звонки четвёртой категории (обострение хронических заболеваний) обслуживают врачи службы неотложной помощи, которая есть при каждой поликлинике, а их в столице 15. Всего по городу таких бригад 26, они обязаны выезжать к пациентам даже ночью. По словам главного врача 10-й поликлиники Астаны Гульнары Алпысбековой, "неотложки" не отказали в выезде ни одному человеку.
Читайте также: Биртанов: Мы обязали врачей поликлиники выезжать даже ночью
"За девять месяцев 2018 года поликлиники города обслужили 197 тысяч вызовов. Это очень большая цифра. Где-то есть обоснованные вызовы, где-то необоснованные. Но у нас нет такого, чтобы мы отказались выехать. Среднее время доезда до пациента составляет 10-15 минут. Хотя нормативом установлено время 60 минут. Бригады оснащены всеми необходимыми медикаментами и оборудованием для проведения экспресс-диагностики", – сказала Гульнара Алпысбекова.
Какая бы помощь ни понадобилась человеку, будь то экстренная, приезд врача поликлиники, просто консультация – обращаться нужно по номеру 103. Там идёт сортировка обращений по утверждённому Минздравом алгоритму. Диспетчеры скорой помощи, выслушав суть обращения, определяют, какая служба за это в ответе.
Журналисты заметили, что, несмотря на заявления руководства Минздрава о менеджменте в поликлиниках, о программах управления заболеваниями, реальная ситуация далека от идеальной картины. Вице-министр зравоохранения Лязат Актаева ответила на это, что население в первую очередь само должно пойти навстречу государству.
"Вы хотите, чтобы так было (идеальная картина. – Авт.)? Помогайте нам. Концепция сформирована, приказ утверждён, кадры готовятся, инфраструктура развивается. Мы должны идти к этой идеальной картине, чтобы хронический больной наблюдался в своей территориальной поликлинике и получал качественное динамическое наблюдение. Это очень важно. Инвалидизация должна снизиться, неблагоприятные исходы также должны снизиться", – сказала вице-министр.
Она советует начать со знакомства с терапевтом больницы, к которой прикреплён человек. Руководитель Республиканского центра санитарной авиации Нуржан Отарбаев добавил, что люди должны внимательно относиться к своему здоровью, и это тоже шаг навстречу их лечащим врачам.
"На простом примере скажу. Зубная боль отчего возникает? От кариеса. Отчего возникает осложнение? От глубокого кариеса. Кто первый увидит кариес у себя во рту? Сам человек. На стадии ещё небольшого кариеса он уже чувствует, как зуб на холод реагирует и так далее. Надо сходить на профилактический осмотр к стоматологу. А когда он уже глубокий, потом флюс, осложнения, и вызывают скорую помощь. Болезнь всегда легче предупредить. В этом нам нужна помощь населения", – сказал Нуржан Отарбаев.
Он добавил, что с каждым годом количество звонков в скорую помощь увеличивается на 500 тысяч.
"Если такая тенденция будет продолжаться, мы дойдём не только до восьми млн вызовов в год, как сейчас, а до 18 млн, и тогда нам точно не хватит ни ресурсов, ни автомобилей, ни медицинского оборудования", – сказал Нуржан Отарбаев.