"Вчера соответствующие руководители железных дорог встречались в Баку и подписали соответствующее соглашение (протокол об установлении конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. - Авт.)", - проинформировал первый заместитель премьер-министра РК Бакытжан Сагинтаев, отвечая на вопрос корреспондента informburo.kz на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций.

По его словам, с нового года доставка грузов из Украины в Казахстан транзитом через Россию несколько усложнилась в связи с тем, что Россия ввела соответствующие ограничения. Вместе с тем, как отметили представители казахстанского Правительства, договор об альтернативных маршрутах не имеет под собой какой-либо политической подоплёки, и эта работа ведётся в плановом режиме.

"Я считаю, что эта информация немного вырвана из контекста. Если смотреть нашу долгосрочную экономическую политику, то транспортно-логистический комплекс, транзитный потенциал являются одним из основ новой экономики, –  это та отрасль, которая поможет Казахстану жить и развиваться в новой реальности", – отметил  министр инвестиций и развития Асет Исекешев.

"Вы знаете, дороги строятся не просто так, идёт последовательное развитие проекта "Новый шёлковый путь - Евразийский трансконтинентальный коридор", и он идёт по нескольким маршрутам. Первый: Китай – Казахстан – Россия – Европа, второй: Казахстан – Азербайджан – Грузия – Европа. И третий – через Иран, Персидский залив. Одновременно идёт соглашение по всем этим маршрутам, строятся объекты, сейчас уже запущен первый этап Хоргоса, морской порт Актау, в этом году завершается вопрос на Курыке по железной дороге через Иран, поэтому идёт это развитие большого для Казахстана проекта, выделяются серьёзные деньги, развивается терминальная сеть", - уточнил он.  

Кроме того, автомобильные перевозки, как отмечается, не основной вид транзита товаров из Украины в Казахстан – это 25% от грузопотока. Остальной товар перевозится с помощью железнодорожного транспорта.

"Хотел бы сказать в целом по импорту: если по итогам 10 месяцев прошлого года посмотреть, у нас товарооборот с Украиной – 1,6 миллиардов долларов, из них порядка 700 миллионов – это импорт. В основном это продукция машиностроения, мы на наши электростанции покупаем оборудование плюс трубы и так далее. То есть я хочу сказать, что автотранспортом у нас всего 25%, остальное – ЖД. Поэтому наши сейчас отрабатывают доставку через Грузию, Азербайджан, порт Актау, в этой связи сейчас очень внимательно смотрим расширение возможностей порта Актау и переправы в Курыке", - отметил Бакытжан Сагинтаев.

Вместе с тем, как рассказал первый заместитель премьер-министра, переговоры с Россией о транзите товаров из Украины в Казахстан были непростыми: на первом этапе рассматривался вариант полного запрета на транзит украинских товаров через Россию.  

"Я был участником сложнейших переговоров, когда обсуждался этот вопрос, и только благодаря Главе государства тот механизм, который подписан, работает. Первоначально российской стороной предлагалось, что российская сторона транзит закроет и пусть, мол, как хотят так и доставляют груз", - рассказал Бакытжан Сагинтаев.

По его словам, по утверждённым маршрутам с 1 января 2016 года порядка 8 фур уже прибыло в Казахстан.  

Напомним, Россия отменила с 1 января действие договора о зоне свободной торговли с Украиной в связи со вступлением в силу соглашения о ЗСТ между Украиной и Евросоюзом.

При этом замминистра экономического развития и торговли, торговый представитель Украины Наталья Микольская заявила, что Казахстан не поддержал российские санкции в отношении Украины, и не будет вводить ограничений на импорт украинского продовольствия в страну.

Между тем в казахстанском Министерстве здравоохранения вопрос, связанный с российским запретом на ввоз украинских товаров комментировать отказались, так как, по их словам, он не касается нашей страны. 

1 января 2016 года стало известно о том, что Путин определил маршрут и условия ввоза товаров из Украины в Казахстан.