Внешний долг Казахстана приблизился к опасной отметке
Чем больше денег приходится тратить на обслуживание долга, тем меньше их остаётся на другие бюджетные нужды.Суммарный долг Правительства Казахстана и внешнего долга субъектов квазигосударственного сектора приблизился к предельному значению и составил 55,5 млрд долларов или 96,2% от всех валютных активов Национального фонда. Это, по мнению аналитиков Счётного комитета, составивших отчёт об исполнении республиканского бюджета за 2017 год, создаёт значительные риски финансовой нестабильности в стране.
"По состоянию на 1 января 2018 года государственный и гарантированный государством долг Казахстана составил почти 14 трлн тенге (на 7 июня он равен 14,5 трлн тенге), что на 18,9% больше уровня прошлого года. Он достиг 27,1% к ВВП, что 2,1% выше уровня 2016 года", – сообщается в отчёте.
В Счётном комитете отмечают, что в заключениях к отчётам Правительства неоднократно указывалось, что имеет место излишнее заимствование на внешних рынках и необходимость более взвешенного подхода к принятию решений при привлечении займов с оценкой возможных рисков и влияния на экономическую безопасность страны.
Расходы на обслуживание и погашение правительственного долга в 2017 году снизились до 852,6 млрд тенге. Уровень долговой нагрузки на бюджет сократился с 11,8 в 2016 году до 8,8% в 2017 году и находится в пределах ограничения в 15%, установленного концепцией Национального фонда.
"Вместе с тем сдерживание данного показателя обеспечивается за счёт поступлений из Нацфонда. При пересчёте к доходам республиканского бюджета без учёта этих поступлений уровень долговой нагрузки превышает пороговый уровень, начиная с 2015 года – 16,4%, 2016 и 2017 годы – 18,8% и 16,2%, соответственно", – подчёркивают в комитете.
В структуре задолженности также отмечается рост внутреннего долга, то есть финансовых обязательств государства, возникших из-за привлечения для выполнения программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны. Задолженность выросла до 63,3%, составив 8,8 трлн тенге и увеличившись в 1,3 раза к уровню 2016 года.
В целом, согласно подсчётам аналитиков комитета, суммарный государственный и гарантированный внешний долг вырос за четыре года в 5,8 раза, и составляет 35,8% от общего объёма займа.
За 2017 год объём валового внешнего долга (общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам) увеличился на 3,8 млрд долларов и составил 167,5 млрд долларов. При этом 7,2% или 12,1 млрд долларов в структуре составляют займы органов государственного управления.
Внешний долг банков и других секторов составил 50 млрд долларов или 29,9% в доле ВВД, которая за год увеличилась на четыре млрд долларов или на 8,7%. Оставшиеся 62,4% или 104,5 млрд долларов в структуре общей задолженности приходится на межфирменную задолженность, которую в Нацбанке считают основной причиной роста внешнего долга.
Общий долг квазигосударственного сектора, а именно трёх субъектов – АО "ФНБ "Самрук-Қазына", АО "НУХ "Байтерек" и "КазАгро" увеличился на 6% и составил чуть более 14,1 триллиона тенге или 42,5 млрд долларов, в том числе внешний долг вырос на 13,1% до 8,2 триллионов тенге или 24,8 млрд долларов.
В этой структуре самый большой долг у "Самрук-Қазына" – 9,8 трлн тенге с ростом на 6,6% преимущественно за счёт увеличения заимствования НК "КазМунайГаз" до чуть более триллиона тенге. На втором месте "Байтерек", где долг достиг 3,1 трлн тенге и на третьем – "КазАгро" с размером задолженности почти триллион тенге. Валовые международные резервы Нацбанка в 2017 году увеличились на 3,5% до 30,7 млрд долларов.
Подытоживая анализ, эксперты Счётного комитета сообщили, что при достижении максимального соотношения госдолга и объёма средств в Нацфонде у государства может не хватить резервов, чтобы расплатиться.
"Суммарный долг Правительства Казахстана и внешнего долга субъектов квазигосударственного сектора в 2017 году достиг 55,5 млрд долларов, что составляет 96,2% валютных активов Национального фонда – 57,7 млрд долларов. Необходимо отметить, что данный показатель в 2016 году был значительно ниже и составлял порядка 93%, его приближение к предельному значению в 100% создаёт значительные риски финансовой нестабильности страны", – говорится в документе.
Опасения специалистов Счётного комитета вполне реальны, считает главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Вячеслав Додонов. Достижение 100-процентного значения, по его мнению, может произойти уже по итогам 2018 года.
"В бюджете текущего года предусмотрено существенное увеличение расходов на обслуживание госдолга, а увеличение этих расходов означает, как правило, увеличение самого "тела" долга, поскольку старые эмиссии гасятся за счёт выпуска новых долговых обязательств. Поэтому можно прогнозировать увеличение роста госдолга и по итогам 2018 года, что станет продолжением долгосрочной тенденции, длящейся не первое десятилетие, и резко усилившейся в период с 2013 по 2017 год. В результате вполне вероятно достижение 100-процентного соотношения госдолга и объёма активов Нацфонда к концу года", – сказал он.
Эксперт подчеркнул, что ситуация с государственным долгом Казахстана напряжённая и постоянно ухудшается.
"В мировой практике для оценки ситуации с госдолгом принято использовать его соотношение с ВВП. У крупных развитых экономик это соотношение очень велико, оно колеблется по разным странам около отметки 100%, и на таком фоне наш показатель в 27% может показаться благополучным. Однако это не так. О неблагополучии нашей ситуации свидетельствует два основных параметра: динамика роста долга, как в абсолютных, так и в относительных величинах, и рост бюджетных расходов на его обслуживание", – добавил Вячеслав Додонов.
Говоря о динамике, он отметил, что ещё в 2007 году относительный размер государственного долга составлял всего 7,3% от ВВП, а его обслуживание обходилось республиканскому бюджету в 1,6% от общего объёма расходов. Однако за 10 лет ситуация значительно изменилась. Из-за мирового кризиса и реализации масштабных антикризисных программ резко возросли государственные расходы и долги.
"В результате объём государственного и гарантированного государством долга многократно вырос как в валютном, так и в тенговом выражении, причём наиболее сильным этот рост был в течение последних трёх лет. В настоящее время соотношение государственного долга и ВВП выросло до 27%, а на его обслуживание тратится почти 7% из расходов республиканского бюджета. В период с 2007 по 2017 годы общий размер государственного и гарантированного государством долга увеличился в 14,2 раза в тенге и в 5,1 раза в долларах", – добавил Вячеслав Додонов.
Отдельно он отметил тот факт, что с 2016 года объём расходов на выплату госдолга приближается к размеру дефицита республиканского бюджета, а в 2019 году по прогнозам должен превысить его. Это, по его словам, означает, что впервые в истории бюджетного процесса Казахстана выплаты по займам могут обогнать нехватку средств в казне государства.
"И именно эта проблема ключевая и реальная – не условные соотношения размера долга с объёмом Нацфонда или размером ВВП, а то, что чем больше денег приходится тратить на обслуживание долга, тем меньше их остаётся на другие бюджетные нужды. И кроме того, чем больше размер этих расходов, тем большим становится и сам долг, потому что старые займы гасятся за счёт новых. Это означает, что происходит ускорение наращивания долга. Поэтому в течение ближайшего времени долговая проблема может стать одной из основных в Казахстане, несмотря на то, что соотношение долга и ВВП пока что невелико по мировым меркам", – сказал в заключение главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований.
Отчёт Счётного комитета за 2017 год рассмотрели депутаты Мажилиса 5 июня. Эксперты констатировали ухудшение кредитного портфеля банков второго уровня, а также снижение уровня монетизации экономики с 42% в 2016 году до 38%. Кроме того, из-за неправильного начисления налогов бюджет страны потерял 6,5 млрд тенге.