Владельцы киргизских авто заплатят за всё
Только в Алматы за 2013 – начало 2014 года полицейскими выявлено около полутора тысяч нарушений Правил дорожного движения владельцами автомашин с государственными регистрационными знаками Кыргызстана. Сумма штрафов, которую они должны оплатить в казну, превысила 400 миллионов тенге. Но оплачено из них не более десяти процентов.Только в Алматы за 2013 – начало 2014 года полицейскими выявлено около полутора тысяч нарушений Правил дорожного движения владельцами автомашин с государственными регистрационными знаками Кыргызстана. Сумма штрафов, которую они должны оплатить в казну, превысила 400 миллионов тенге. Но оплачено из них не более десяти процентов.
ОХОТА ОТКРЫТА ВНОВЬ
О том, что автомобили, ввезённые нашими гражданами из Кыргызстана, минуя правила оплаты существующих таможенных пошлин и ищущих в законодательстве лазейку, окажутся вне закона, предупреждали неоднократно. Однако старое и доброе «Авось пронесёт!» всё же брало верх. Но, как и предполагалось, не пронесло. Очередное опермероприятие «Транзит», начавшееся в середине минувшей недели, озадачило многих.
– Эту отработку мы проводим совместно с представителями департамента таможенного контроля: они – по своей линии, мы – по своей, – рассказывает заместитель начальника управления административной полиции ДВД Алматы Жандос Мураталиев. – И если сотрудники таможни обращают внимание на документы, подтверждающие законность ввоза и эксплуатации автомобилей нашими гражданами на территории Казахстана, то инспекторы дорожно-патрульной службы выявляют злостных неплательщиков штрафов и нарушителей ПДД.
По словам полицейских, с середины декабря прошлого года только в Алматы владельцы машин с кыргызскими номерами совершили более тридцати тысяч нарушений. Пользуясь тем, что данных на них нет в единой базе, штрафы они оплачивают нехотя, а многие, рассчитывая на то, что их никогда не найдут, осознанно «гарцуют» по улицам мимо камер видеофиксации так, словно никогда не изучали ПДД.
– Назвать точное число таких автомобилей в Алматы мы сейчас не можем. Однако сумма штрафов 400 миллионов тенге говорит сама за себя. В процессе таких целенаправленных отработок инспекторы нередко сталкиваются с владельцами машин, которые «накатали» штрафов на суммы, превышающие полмиллиона тенге. В этих случаях инспектор записывает все данные водителя, составляет уведомление и направляет его в департамент по исполнению судебных актов. Только после того, как там на автомобиль выставляют арест, мы можем ставить машины на штрафную стоянку, – добавил полковник Мураталиев.
ТАМОЖНЯ НЕ ДАСТ ДОБРО
Несмотря на то, что в таможенных органах людям уже неоднократно объясняли, что легализовать автомашины с кыргызскими номерами в нашей стране не удастся никаким способом, кроме как оплатив причитающиеся по закону таможенные платежи, многие водители продолжают спорить, доказывая свою правоту. Но путь для них всё равно один – на СВХ.
– Если за рулём такой машины сидит не иностранец, который по льготам пересекал границу, то автоматически происходит нарушение таможенных правил, – поясняют в таможне. – Казалось бы хозяин автомобиля может на законных основаниях выдать нотариально заверенную генеральную доверенность. С точки зрения гражданского права проблем нет. Но с точки зрения таможенного законодательства налицо нарушение, потому что передача автомашины в пользование без разрешения таможенного органа запрещена. То есть пересёк границу иностранец. И распоряжаться ею может только иностранец на основании той декларации, которую он заполнил на границе.
Далее нарушителя привлекают к штрафу – от 5 до 10 МРП. На основании этого постановления суда он приходит к нам. Говорит: «Отдайте машину, мы оплатили штраф». Тогда мы им объясняем, что штраф назначен за ваше нарушение, но обязанность уплатить таможенные пошлины и налоги сохраняется. Без этого машину никто не отдаст. То есть с того момента, когда нерезидент передал автомобиль кому-либо, наступает обязанность по уплате таможенных платежей и налогов, которые бы подлежали уплате, если бы этот автомобиль ввезли в общем порядке.
По словам таможенников, даже решив законно оплатить полагающиеся сборы и пошлины, многие автовладельцы сталкиваются и с ещё одной проблемой. Как правило, у казахстанцев нет на руках документов, подтверждающих право собственности. Дело в том, что забрать автомобиль с СВХ может только собственник. Тот, кто ездит по доверенности, не сможет даже провести таможенное декларирование. То есть теперь, чтобы узаконить автомобиль, надо искать в Кыргызстане того, кто выписал доверенность, что бывает довольно затруднительно.
В таможне также пояснили, что законно управлять автомобилем, купленным казахстанцами в другом государстве, всё же возможно, однако только временно – не более полугода и с условием обеспечения уплаты таможенных платежей и сборов. Для этого необходимо оплатить их полную сумму. А при вывозе авто обратно, таможенные органы их возвращают.