В общественном фонде "Ана үйі" высказались против увеличения срока пребывания детей в домах ребёнка до шести лет. 

Позиция правительства и депутатов. По действующему законодательству детей-сирот переводят из домов ребёнка в детские дома по достижении трёх лет. Новые законопроект предусматривает увеличение возраста с трёх до шести лет.

Депутаты ранее одобрили внесение изменений. В МОН предложили провести пилотный проект в течение пяти лет для исследования. Спикер мажилиса Нурлан Нигматулин в свою очередь обвинил министерство в бюрократии и напомнил, что об увеличении возраста пребывания детей ещё в 2019 году говорил Нурсултан Назарбаев.

"Это ваша порочная практика, самый что ни на есть бюрократический приём – до 2026 года отфутболить. Три года ребёнку исполнилось – отрывают в другой коллектив. Даже взрослому человеку перейти в другой коллектив – стресс. Почему не думаете? Для чего вам пилотный проект?" – говорил на заседании председатель мажилиса. 

Нурлан Нигматулин поручил доработать норму с учётом мнений и позиции государственных органов до второго чтения законопроекта. 

Позиция общественного фонда "Ана үйі". В фонде напомнили, что по закону ребёнок, поступивший в учреждение, должен быть устроен в семью в приоритетном порядке. 

"В мире уже проведены многочисленные исследования на тему негативного влияния на физическое, эмоциональное и психическое здоровье и развитие ребёнка периода нахождения в учреждении. Так почему же снова поднимается вопрос о продлении срока пребывания детей в домах ребёнка?" – задали вопрос в ОФ.

В фонде также привели данные национальной статистики. В 2012 году до запуска "Дома мамы" общее количество сирот и детей без попечения родителей в возрасте до двух лет в стране составляло 1505. К 2019 году их число уменьшилось в 17 раз – до 85 детей. Уменьшилось и число домов ребёнка, в которых воспитываются дети до трёх лет – с 25 учреждений в 2012 году до 20 в 2021 году.

На содержание детей в 2020 году было израсходовано из бюджета около 3,6 млрд тенге. Расходы на содержание одного ребёнка в год в среднем составили около 4,7 млн тенге, в месяц на одного ребёнка – около 400 тысяч тенге.

В фонде отметили, что помещение ребёнка в специальное учреждение является последним возможным вариантом, после того как все прочие не дали результата.

"Может, обратить внимание на то, всё ли мы делаем возможное, чтобы ребёнок не попал в учреждение? Или создаём все возможности, чтобы учреждения жили? – задались вопросом в "Ана үйі". 

В фонде также назвали результаты исследования "Права детей в возрасте до трёх лет", составленным отделением Управления Верховного комиссара ООН по правам человека в Европе.

Анализ воспитания детей всех возрастов в Румынии, Украине, Молдове и России показал, что стоимость воспитания в специальных учреждениях в шесть раз дороже обеспечения социальных служб для семей или родственников, добровольно согласившихся ухаживать за ребёнком, в три раза дороже, чем профессиональное патронатное воспитание, и в два раза дороже, чем дома для небольших групп общинного типа.

Кроме того, анализ данных из 13 стран Западной и Центральной Европы показал, что воспитание в специальных учреждениях обходится в два раза дороже патронатного воспитания малолетних детей-инвалидов и в два раза дороже патронатного воспитания малолетних детей без каких-либо нарушений. Эти результаты не зависели от уровня расходов на качество воспитания в каждой стране.