Глава Ассоциации турагентств Казахстана Асель Нуркебаева на пресс-конференции в СЦК предупредила об опасности, которая может сопровождать покупку дешёвых туров. Она пояснила, что в Алматы уже зафиксировали случай, когда турфирма обманула более 30 своих клиентов на 19 млн тенге, продав им липовые турпутёвки в Турцию.

"Сейчас ответственность у туроператоров и турагентов разделена. В чём их различие? Туроператоры работают с турагентами, то есть с юридическими лицами, турагенты – непосредственно с туристами. Наша ассоциация работает и с теми, и с другими. Ежедневно мы получаем около пяти звонков от граждан, желающих проверить легитимность агентства, услугами которого они хотят воспользоваться. Существует госреестр добросовестных турагентов. Несмотря на это, в самом начале туристического сезона в СМИ вновь появилась информация о мошенничестве со стороны турфирм. Это компании-однодневки, не входящие в фонд "Туристик Камкор". Они предлагают туры по низкой цене, люди клюют на это, а потом оказываются без денег и путёвки", – рассказала Асель Нуркебаева.

Эта давняя проблема, и ассоциация решила объединить свои усилия с фондом "Туристик Камкор" и создать каталог добросовестных турагентств, у которых физические лица смогут без страха приобретать путёвки. Список требований к потенциальным турфирмам будет выпущен в конце июня. Каталог ориентировочно будет презентован в конце лета.

Глава ассоциации отметила, что при составлении списка ассоциация и фонд будут учитывать несколько факторов: сколько лет та или иная турфирма на рынке, какие отзывы пишут о них туроператоры, готовы ли её представители предоставить всю необходимую информацию о владельцах, чтобы в случае непредвиденной ситуации с ними можно было легко связаться, предоставляет ли она туркод.

До того времени, как будет создан каталог, Асель Нуркебаева предлагает казахстанцам пользоваться следующими рекомендациями:

  • не стоит приобретать дешёвый тур, который обещает люксовый отель и услугу "всё включено": дорогой отель не может стоить "три копейки";
  • придя в турагентство, посетитель должен обязательно потребовать договор на туристическое обслуживание. Этот документ типовой, он утверждён четырьмя министерствами;
  • необходимо сохранить все чеки: приходный-кассовый ордер, фискальный чек;
  • потребовать туркод.

Туристический код состоит из 11-13 буквенно-цифровых символов. Он присваивается при оформлении путёвки и автоматически отправляется на электронную почту агента, а затем в реестр туров фонда "Туристик Камкор". Код может выдаваться как на отдельном листе, так и быть вписанным в путёвку. Воспользоваться им турист может при возникновении экстренного случая, для этого ему необходимо связаться с фондом "Туристик Камкор", который организует безопасный и гарантированный возврат его на родину.

Проверить подлинность этого кода можно на официальном сайте фонда.

Председатель корпоративного фонда "Туристик Камкор" Инна Рей отметила, что в Казахстане выдали более 1500 лицензий на осуществление туристической деятельности. Фактически работают в этом направлении всего 500: из них только 59 туроператоров являются участниками системы гарантирования, остальные ссылаются на то, что они работают как агенты, не формируя турпродукт.

8 мая 2018 года туристический поисковик Aviasales.kz обнародовал статистику бронирования авиабилетов на майские праздники, согласно которому треть путешественников осталась в Казахстане. 25% всех бронирований пришлись на Россию, 10% – на Турцию, 4% – на ОАЭ и 3% – на Южную Корею. Самой экзотической страной в этом списке оказалась Румыния – лишь один пользователь отправился туда.