Восстановленный фрагмент мурала / Фото informburo.kz

В Алматы 5 ноября прошла презентация отреставрированного мурала "Соединяя миры". Мурал нарисовали художники из Кыргызстана – Дмитрий Петровский и Сергей Келлер (группа Doxa Art) в 2015 году в рамках фестиваля современных искусств Artbat Fest.

Известный в городе объект стрит-арта был повреждён во время ремонтных работ этим летом. Жильцы одной из квартир дома на Аль-Фараби утепляли фасад. В результате изоляционных работ центральная часть изображения оказалась перекрыта белой "заплаткой". Это вызвало резонанс в соцсетях. Алматинцев возмутила порча арт-объекта. В итоге мурал решили восстановить, что стало прецедентом в современном искусстве.

По словам Айгерим Турлибековой, коммерческого директора компании Tikkurila, которая проспонсировала реставрацию, муралы, как и другие объекты стрит-арта, почти никогда не восстанавливают.

"Это нормально, что даже такой большой рисунок через несколько лет перестаёт существовать – значит, пришло время создать на его месте что-то новое. В Европе можно каждый год приезжать в один и тот же город, и он будет разным именно с точки зрения уличного искусства. Для казахстанцев это пока непривычно", – прокомментировала Айгерим Турлибекова.

Организатор Artbat Fest Игорь Слудский считает, что некоторые муралы всё же стоит сохранить для истории, если их создавали серьёзные художники, например.


Фото Informburo.kz

Создать мурал, как рассказали Игорь Слудский и Айгерим Турлибекова, довольно сложно: нужно найти художника и подходящее здание, согласовать эскиз с властями и жильцами дома, на котором он будет изображён, найти оборудование. На всё это уходит в среднем около трёх месяцев и около трёх миллионов тенге. Аренда подъёмника, на который художник взбирается, чтобы рисовать на стенах многоэтажек, обходится почти в миллион тенге. На фасадные краски для одной работы, по подсчётам компании Tikkurila, уходит от 600 000 до миллиона тенге.

Реставрация мурала "Соединяя миры" обошлась примерно в полторы тысячи долларов. Сумма сложилась из аренды подъёмника и гонорара художникам. Авторы этой работы были заняты, поэтому для восстановления привлекли известных в Казахстане художников Арыстанбека Шалбаева и Рашида Нурикеева.

"Восстановленный фрагмент нарочито отличается от общей стилистики. В силуэтах города вдруг появилась яркая полоса космоса как напоминание о том, что мы не одни в этой вселенной, – говорит Игорь Слудский. – Надо оставить напоминание о том, что так делать не надо. Это не месть, но художественный жест. Всегда у всего есть подтексты и смыслы. Искусство должно говорить".

Айгерим Турлибекова говорит, что в других странах стрит-арт – часть защищённого городского искусства. Поэтому есть определённые правила и законы. И если бы кто-то решил нарушить целостность произведения искусства, пришлось бы заплатить штраф. Однако организаторы фестиваля Artbat Fest написали в Министерство культуры письмо с просьбой законодательно закрепить защиту объектов стрит-арта.

"Законодательно никто за муралы не отвечает. Возможно, восстановление этого мурала придаст какую-то положительную динамику, и такого больше не будет никогда", – говорит Айгерим Турлибекова.