Токаев констатировал кампанейщину в законодательном процессе
Спикер Сената перечислил такие проблемы как хаотичность вносимых поправок, противоречия и гонка за рейтинговыми показателями.Председатель Сената Касым-Жомарт Токаев перечислил основные проблемы законотворческой деятельности в Казахстане.
"Усиление контрольных полномочий Парламента требует серьёзного упорядочения процесса разработки и инициирования законопроектов субъектами законодательной инициативы. Отсюда вытекает первая проблема. По-прежнему недостаточно высок уровень планирования законопроектных работ, что порождает отсутствие системности, кампанейщину в законодательном процессе, запоздалые решения давно назревших проблем, многочисленные хаотичные поправки в кодифицированные акты. Поэтому зачастую нормы законов сами по себе не создают правовое поле, а являются следствием быстро меняющихся реалий и обстоятельств", – сказал Касым-Жомарт Токаев на правительственном часе по вопросам совершенствования законотворческого процесса в Сенате.
Он напомнил, что имеются случаи, когда в принятые Парламентом законодательные акты в течение года после вступления их в силу вносятся до ста изменений другими законами.
"Вторая проблема: наши законы нередко нацелены на решение только оперативных проблем в экономике и общественной жизни. Бросается в глаза отсутствие в них концептуального видения текущих моментов и перспективных тенденций в развитии государства. Некоторые законы страдают как внутренними противоречиями, так и отсутствием сбалансированности между собой. Одно и то же явление законы могут трактовать по-разному. Это, естественно, порождает критическое отношение общества к деятельности Парламента и Правительства", – продолжил спикер.
Третьей проблемой он назвал "острое стремление Правительства соответствовать многочисленным рейтинговым показателям".
"Никто не ставит под сомнение важность взаимодействия с международными организациями, но их требования и запросы не должны подменять собой суть законотворчества, направленного на обеспечение национальных интересов, обслуживание нужд и потребностей прежде всего граждан Казахстана. Следует рассмотреть вопрос о разработке правового регулирования этапов и условий данного процесса, чтобы сделать его более комплексным, гармоничным, понятным как нашим гражданам, так и международному сообществу", – считает Токаев.
Четвёртая проблема – хаотичное представление проектов, как правило, в последние месяцы календарного года или перед окончанием сессии.
Пятая проблема – это качество концептуальной основы законопроектов.
"Имеются случаи, когда концепции не охватывают и не отражают основные проблемы, являющиеся предметом регулирования законопроекта. Данное тревожное обстоятельство говорит об отсутствии у разработчиков чёткого видения содержания законопроектов, механизмов их реализации в случае принятия Парламентом", – отметил глава палаты.
По его мнению, шестая проблема – это отсутствие сбалансированного подхода к самой сути законодательной системы.
"По одним направлениям мы идём в сторону ужесточения, в других сферах увлекаемся либерализацией. Свод казахстанских законов таким образом лишается внутренней логической взаимосвязи, правовые установления только отдаляют от искомой цели – законопослушания, уважения к закону, снижения правонарушений", – считает он.
Между тем, рост правонарушений против половой неприкосновенности, в сфере оборота наркотических средств, скотокрадства, а также многочисленные нарушения правил дорожного движения со смертельным исходом диктуют острую необходимость ужесточения ответственности за их совершение, считает спикер Сената.
"Подобного рода преступления находятся в центре бурных дискуссий в нашем обществе, мягкие наказания или вовсе уход от уголовной ответственности путём медиации вызывают справедливое возмущение граждан, которые правильно ставят вопрос о чрезмерном увлечении и Парламента, и Правительства гуманизацией законодательства в случаях, когда такой подход идёт во вред интересам государства. Просим Правительство обратить самое серьёзное внимание на этот вопрос", – пояснил он.
Седьмой проблемой законотворчества является мелкотемье в законотворческой деятельности. Законы используются для удовлетворения ведомственных, отраслевых, региональных и других интересов негосударственного масштаба.
"Государственные органы должны занять более активную, креативную позицию, шире использовать цифровые технологии, популярные социальные сети. Демонстрация видеороликов, проведение пресс-конференций, диспутов, дебатов по актуальным вопросам с их широким освещением в СМИ должны стать неотъемлемой частью законотворческого процесса. Перед любыми правовыми нововведениями уполномоченные органы должны проводить разъяснительную работу с населением, бизнес-сообществом, государственными органами на местах", – заявил спикер.
Девятая проблема – отсутствие межотраслевых научных институтов, занимающихся разработкой фундаментальных подходов к развитию основных отраслей права.
Десятая проблема, по мнению спикера Сената, – это отсутствие системности при заключении международных договоров, мониторинге реализации, а также последующей их имплементации в национальное законодательство.