5 июня был снят арест с акций турецкого банка Sekerbank, принадлежащих фонду "Самрук-Казына", на сумму 38 млн долларов, сообщил на пресс-конференции управляющий директор по правовому сопровождению и рискам компании Андрей Кравченко.

"В данном случае мы стали заложниками ситуации в связи с арбитражным процессом одного турецкого бизнесмена против Республики Казахстан. Для того, чтобы попытаться добиться соответствующих выплат от Правительства Казахстана, он решил, что может наложить арест на акции Sekerbank, которые принадлежат фонду", – сказал Андрей Кравченко.

По его словам, Казахстан выполнил свои обязательства перед бизнесменом, и после переговоров и "достаточно успешных" судебных процессов "Самрук-Казына" удалось добиться снятия ареста.

Арест на акции Sekerbank, принадлежащие фонду, был наложен в декабре 2018 года.

В ходе пресс-конференции Андрей Кравченко также рассказал об ожидаемых рисках, которые находятся в фокусе совета директоров и правления фонда "Самрук-Казына". Всего их 26, и 11 из них уделяют особое внимание. Среди них: продолжение пандемии, коммерческие, социальные и рыночные риски.

Читайте также: Всю прибыль – в бюджет! Какие нацкомпании выполнили поручение Токаева, а какие нет?

Он отметил, что пандемия является причиной снижения объёмов бизнеса отдельных компаний, в связи с этим планы развития пересмотрены в сторону оптимизации расходов и более консервативных прогнозов.

"Ещё ряд рисков остаётся значимым для нас, как например, ценовой риск, риск уменьшения цен на товары и услуги, и в первую очередь – цена на нефть. Её изменения сами по себе являются триггерами для многих других рисков. Наблюдатели видят, что динамика цены на нефть сейчас положительная, но с повестки дня мы это не снимаем в силу неопределённости эпидемиологической ситуации до конца года, и такой же неопределённостью в мировой экономике", – добавил спикер.

В списке рисков также волатильность цен на нефть, которые серьёзно влияют на курс национальной валюты.

Андрей Кравченко также сообщил, что кроме нефтедобычи, одна из самых пострадавших в период пандемии отрасль – пассажирские перевозки. 2020 год – наихудший в истории мировой авиации, отметил спикер. Однако национальный авиаперевозчик Air Astana в результате предпринятых мер по укреплению ликвидности и снижению кредитных рисков сохраняет рабочие места, стабильную ликвидность и запас прочности без какой-либо дополнительной финансовой помощи со стороны государства или фонда.

"Одна из наших казахстанских компаний, которыми мы гордимся, это Air Astana. Она достаточно работала с рисками, и сейчас у неё есть очень хороший запас прочности. Если маршрутная сеть будет открываться не только в Казахстане, но и за рубежом, я думаю, что никаких оснований для волнений по Air Astana у нас нет. Тем более говорить о том, что эта компания может быть банкротом, для этого сейчас нет никаких оснований", – пояснил он.

Спикер отметил, что в отличии от Air Astana авиакомпании Qazaq Air находится в более сложном положении.

"Что касается Qazaq Air, она находится в несколько ином, более, скажем так, серьёзном положении. Но опять же, учитывая все происходящие на рынке авиации в стране изменения, у нас очень много хороших триггеров, дающих нам основания и с этой компанией с оптимизмом смотреть в будущее", – сказал Андрей Кравченко.