Экономист Алмас Чукин на своей странице в Facebook прокомментировал остановку работы Каспийского трубопроводного консорциума, управляющего нефтепроводом, по которому уходит на экспорт 80% казахстанской нефти.

"Мне всё казалось, что это объективные случайности, – написал эксперт. – Сначала  в марте – апреле запутались шланги на трубопроводе КТК до Новороссийска, потом экологический штраф на миллиарды рублей. Потом  надо было найти и обезвредить мины времён Второй мировой войны. Но теперь вице-премьер РФ Виктория Абрамченко озаботилась экологией в порту Новороссийска, и комиссия выявила несколько документарных нарушений плана на случай разлива нефти. То есть ничего ещё не разлилось, но по плану не всё выполнено. И комиссия дала время до 30 ноября исправить недочёты. Но Ространснадзор обратился в суд и прямо в ходе заседания потребовал остановить работу КТК на 90 дней. И суд в качестве наказания вынес решение остановить всю деятельность трубопровода на 30 дней.

Это прямые потери Казахстана и экспортёров на 300–500 млн долларов.

Очевидно, что наш союзник в одном конце Чёрного моря ведёт войну и минирует море, но очень внимательно следит за возможными разливами нефти из морских заправщиков и возможными мерами по устранению этих разливов".

Эксперт пояснил, что проблема не только в миллионах потерянных долларов. Останавливать добычу нельзя – это слишком сложно технически.

"Крайне опасно не только потерять на месяц доходы от экспорта. Нефть сама не бежит из-под земли, её оттуда надо качать. Если не качать, то она останавливается на больших глубинах, и это непростой процесс. На Каспии вообще страшно представить – глубины, температуры, содержание серы и прочей химии. Но там у "Шеврона" и других – новые технологии и новое оборудование. Им было тяжело снизить производство в апреле, но они справились. Непонятно, как они справятся с полной остановкой. Возможно, неделю-другую будут работать на склады, а дальше?" – выразил обеспокоенность экономист.

Алмас Чукин убеждён, что Казахстану необходимо снижать зависимость от России в вопросах поставки нефти на мировые рынки. Да, КТК – главный экспортный маршрут Казахстана. Но есть и другие, например, труба, ведущая в Китай.

"Первое – трубопровод Атасу – Алашанькоу. Он сейчас гонит 12 млн тонн в год, из которых 10 млн тонн российской нефти. В своё время мы выбрали более дешёвый маршрут через РФ и у нас просто не было нефти на загрузку на Китай. Предложили очень дешёвый тариф РФ и заполнили трубу.

Теперь в виду угрозы экономической безопасности страны надо приостановить контракт с РФ и повернуть хотя бы 10 млн тонн нашей нефти на Китай.

Очень быстро мощность этой трубы за счёт дополнительных компрессоров можно довести до 20 млн тонн", – отметил эксперт.

Также он считает, что Казахстан должен отправлять нефть в соседние страны железнодорожным транспортом:

"Второе – ограничить перевозки из РФ на Китай по нашей железной дороге нет возможностей.  Мобилизовать всё, что можно, на перевозку по железной дороге нефти на восток – в Узбекистан, Кыргызстан, на их НПЗ".

Ещё один маршрут – отправка нефти танкерами через Каспий в Баку и оттуда нефтепроводами. 

Также можно попробовать уговорить США в качестве исключения ослабить санкции в отношении Ирана, чтобы появилась возможность построить трубопровод Казахстан – Туркменистан – Иран, выходящий к Персидскому заливу.

"Жаль КТК. Только что окупился и стал давать хорошие дивиденды акционерам, в том числе и РФ. Жаль Новороссийск, возможно, он станет "сухим" портом, – резюмировал эксперт. – Жаль Казахстан, который потеряет налоги и оптимизм инвесторов. Но мы выберемся, пусть будет чуть тяжело".

Акционерами Каспийского трубопроводного консорциума являются Российская Федерация (31%), Казахстан (20,75%), Chevron Caspian Pipeline Consortium Company (15%), LUKARCO (12,5%), Mobil Caspian Pipeline Company (7,5%), Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited (7,5%), BG Overseas Holding Limited (2%), Eni International (2%) и Oryx Caspian Pipeline LLC (1,75%).


Читайте также: