Генеральная прокуратура РК заявила, что постановления санврачей не являются нормативным правовым актом и не относятся к законодательству, поэтому санврачи не могут наказывать бизнесменов за отсутствие вакцинации у сотрудников. Ответ главного надзорного органа распространила Национальная палата предпринимателей. 

О законности обязательной вакцинации. Генпрокуратура отметила, что согласно статьи 39 Конституции РК права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. 

Между тем, в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 77 Кодекса РК "О здоровье народа и системе здравоохранения" граждане имеют право на дачу информированного согласия или отказа на лечение и проведение других медицинских вмешательств, в том числе профилактических прививок.

При этом кодекс подразделяет профилактические прививки на обязательные и добровольные (пункт 2 статья 85). Обязательные профилактические прививки – это плановые  профилактические прививки и прививки по эпидемиологическим показаниям. Физические лица, постоянно находящиеся на территории страны, обязаны получать обязательные профилактические прививки против инфекционных и паразитарных заболеваний.

Перечень заболеваний, против которых проводятся обязательные профилактические прививки, порядок, сроки их проведения и группы населения, подлежащие профилактическим прививкам, определяются правительством. Коронавирусная инфекция включена в перечень. Таким образом, профилактическим прививкам по эпидемиологическим показаниям согласно перечню подлежат физические лица, не имеющие медицинских противопоказаний, подчеркнули в Генпрокуратуре. 

Соответственно, по толкованию ГП, кодекс допускает добровольное согласие на прививки и обязательную вакцинацию по эпидпоказаниям. Обязательные профилактические прививки проводятся после получения информированного согласия прививаемого лица на проведение вакцинации.

О законности штрафов бизнесу за невакцинированных сотрудников. Генпрокуратура пояснила, что согласно части 3 статьи 462 КоАП РК, к ответственности компания может быть привлечена за невыполнение выданных ему на законных основаниях актов работников санитарно-эпидемиологического контроля. При этом, акты СЭК могут быть выданы в случае проведения ими проверок. 

В Предпринимательском кодексе указано ,что проверке и профилактическому контролю и надзору с посещением компании контроля и надзора подлежат только требования, установленные в проверочных листах.

Проверочные листы в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения такого требования, как наличие прививок, не содержат, отметили в ГП.

"В этой связи проверки по указанному вопросу не могут быть назначены, зарегистрированы в органах по правовой статистике и специальным учётам, а работодатели не подлежат привлечению к ответственности по части 3 статьи 462 КоАП. Также нет оснований для наложения административных взысканий по статье 425 (нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения) КоАП, так как постановление главного государственного санитарного врача не является нормативным правовым актом и не относится к законодательству", – заключили в ГП.

Loading...

У Минздрава своя точка зрения. Источник из Минздрава пояснил законность штрафов бизнесу за невакцинированных сотрудников. Так, согласно подпункту 2, статьи 802 КоАП РК, территориальные департаменты санэпидконтроля получают информацию о нарушении постановлений главных санврачей от мониторинговых групп, которые работают при акиматах. 

"Предполагается, что будет такая же логика проверки вакцинации сотрудников, как и при проверках нарушений ковидных ограничений: мониторинговая группа придёт в компанию, проверит вакцинацию сотрудников. Направит материалы в ДСЭК, на основании которых оштрафуют предприятия", – пояснил источник.

В Минздраве пояснили каким образом применяется статья 425 КоАП РК.  

"Для применения статьи 425 КоАП РК есть основания в Кодексе "О здоровье народа и системе здравоохранения": пункт 3 статьи 104, в котором говорится, что ограничения вводятся постановлениями главных санврачей и они обязательны для исполнения. Кроме того, есть санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий при острых респираторных вирусных инфекциях, гриппе и их осложнениях (пневмонии), менингококковой инфекции, коронавирусной инфекции Covid-19, ветряной оспе и скарлатине", где чётко сказано, что вакцинация обязательна лицам, имеющим высокий риск инфицирования по эпидемиологическим показаниям, включая КВИ", – добавил источник.

Согласно постановлению главного государственного санитарного врача РК, ограничение допуска на работу для непривитых сотрудников распространяется на:

  • объекты по оказанию услуг населению (ЦОНы, отделения АО "Казпочта", банки второго уровня, объекты финансового рынка, страховые компании, агентства по недвижимости, рекламные агентства, обменные пункты, ломбарды, салоны красоты, парикмахерские, химчистки, прачечные, фитнес, спорткомплексы, спортивно-оздоровительные центры, СПА и массажные салоны/центры/кабинеты, бани, сауны, бассейны, пляжи и другие;
  • объекты оптовой и розничной торговли (хранения) продукции и товаров народного потребления, в том числе рынки, торговые дома, торговые сети, торгово-развлекательные центры, магазины, минимаркеты, супермаркеты, гипермаркеты;
  • объекты культуры и досуга (музеи, музеи-заповедники, библиотеки, концертные организации, филармонии, театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, галереи, выставки, цирки и другие культурно-досуговые организации);
  • объекты в сфере оказания услуг по проживанию населения (гостиницы, отели, хостелы, мотели, общежития, кемпинги и другие);
  • организации пассажирских перевозок, аэропорты, железнодорожные, автомобильные и водные вокзалы, речные и морские порты, автостанции, пункты обслуживания пассажиров;
  • организации образования и воспитания, в том числе образовательные развивающие и коррекционные центры (для взрослых и детей), учебно-производственные комбинаты и другие внешкольные организации;
  • объекты санаторно-курортного и оздоровительного назначения (санатории, дома/базы/зоны отдыха, профилактории, детские оздоровительные лагеря (пришкольные, загородные), туристские базы и другие);
  • объекты общественного питания, в том числе размещённые в организованных коллективах, а также доставляющие еду, стрит-фуды;
  • медико-социальные объекты всех типов (дома престарелых, инвалидов, дома ребёнка и другие);
  • организации здравоохранения, в том числе лаборатории;
  • аптеки;
  • объекты жизнеобеспечения и коммунального хозяйства (организации водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, по уборке территорий и вывозу отходов, по дезобработке помещений и территорий, аварийно-спасательные службы, КСК и ОСИ и другие);
  • организации, оказывающие услуги экскурсионной деятельности;
  • объекты досуга, развлекательные игровые объекты (компьютерные клубы, бильярдные залы, боулинги, развлекательные центры/парки, аттракционы, аквапарки, караоке, лотерейные клубы и иные пункты по 
    реализации лотерейных билетов и другие);
  • объекты связи и телекоммуникаций.

Невакцинированные сотрудники, не имеющие медотвода, обязаны проходить ПЦР-тестирование раз в семь дней.

По данным Минздрава, на сегодняшний день в Казахстане первый компонент вакцины против Covid-19 получили 5 807 646 человек, второй – 4 445 534.

Первоначально по постановлению главного санврача страны работодатели некоторых организаций обязаны были обеспечить вакцинацию сотрудников первым компонентом до 15 июля. Однако позже этот срок сдвинули на 10 августа.

Национальная палата предпринимателей Казахстана "Атамекен" направила запросы в Генпрокуратуру и Минздрав РК с вопросом о том, по какому алгоритму будут действовать уполномоченные органы, чтобы проверять соблюдение ограничений допуска сотрудников к работе.