Сенат вернул в мажилис законопроект о возможной блокировке соцсетей
Сенаторы не согласились с тем, что МИОР может по своему усмотрению ограничивать или блокировать работу соцсетей.Депутаты сената парламента на пленарном заседании рассмотрели законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребёнка, образования, информации и информатизации".
Законопроект содержит поправку о возможной блокировке социальной сетей, которая вызвала негативный резонанс в обществе. Сенаторы внесли в проект закона шесть поправок.
"Защита интересов детей является одним из приоритетов государственной политики, определённой президентом страны, поэтому действующие подходы и правовые механизмы в этой сфере требуют регулярного обновления и своевременной реакции на возникающие проблемы. Законопроектом охватываются важные вопросы, касающиеся защиты наших детей. В то же время, сенаторы, внимательно изучив предлагаемые законопроектом нормы, с учётом поступивших обращений, предложили пересмотреть ряд его положений", – сказал председатель сената Маулен Ашимбаев.
Согласно внесённых сенаторами изменениям, заявления по фактам кибербуллинга в отношении ребёнка будут рассматриваться в создаваемой специально для этого экспертной группой. Ранее проект относил решение этих вопросов к единоличной компетенции уполномоченного органа. Кроме того, сенаторы исключили из законопроекта широкие полномочия, позволявшие уполномоченному органу по своему усмотрению ограничивать доступ либо приостанавливать работу интернет-ресурсов, социальных сетей и мессенджеров.
"Акцент сделан на удалении во взаимодействии с представителями онлайн-платформ только информации, признанной экспертной группой кибербуллингом в отношении ребёнка. Считаем, что такой порядок позволит найти необходимый баланс между необходимостью оперативного реагирования на факты кибербуллинга в отношении детей и потребностью общества в информации. На наш взгляд, такой подход соответствует концепции "Нового Казахстана" и логике политических реформ, проводимых в стране по инициативе главы государства", – подчеркнул Маулен Ашимбаев.
Сенаторы вернули законопроект в мажилис.
В каком виде законопроект поступил в сенат
Предлагаемыми поправками в закон "Об информатизации" вводится новая статья 18-2 "Деятельность иностранной онлайн-платформы и сервиса обмена мгновенными сообщениями на территории РК".
Она предусматривает следующее:
- Для осуществления деятельности на территории РК собственники и (или) иные законные представители иностранной онлайн-платформы и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями, среднесуточный доступ к которым в течение месяца составляет более 100 000 пользователей, находящихся на территории Казахстана, назначают своего законного представителя по взаимодействию с уполномоченным органом в области средств массовой информации.
Это требование не распространяется на сервисы обмена мгновенными сообщениями, осуществляющими функции внутрикорпоративных сервисов по обмену сообщениями, служб электронной почты.
- Уполномоченный орган в области СМИ ведёт реестр законных представителей иностранных онлайн-платформ и (или) сервисов обмена мгновенными сообщениями.
- Онлайн-платформа или сервис обмена мгновенными сообщениями, осуществляющие деятельность в интернете на территории РК, обязаны установить программу для определения количества пользователей данным ресурсом в интернете.
- Уполномоченный орган в области средств массовой информации вправе:
1) запрашивать у онлайн-платформы или сервиса обмена мгновенными сообщениями информацию о количестве пользователей в сутки;
2) в случае, если онлайн-платформа или сервис обмена мгновенными сообщениями не установят программу для определения количества пользователей информационным ресурсом в Интернете, собственными ресурсами определять количество их пользователей.
- Законный представитель по взаимодействию с уполномоченным органом в области СМИ иностранной онлайн-платформы после получения предписания о принятии мер по выполнению представления или решения от уполномоченного органа в области СМИ обязан выполнить его в течение 24 часов путём принятия мер к удалению информации, нарушающей требования законов РК, либо ограничению её распространения на территории РК.
- Законный представитель по взаимодействию с уполномоченным органом в области средств массовой информации иностранной онлайн-платформы и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями обеспечивает:
1) исполнение решений судов, прием и рассмотрение предписаний, представлений, уведомлений или решений государственных органов, установленных статьёй 41-1 Закона РК "О связи";
2) принятие мер на территории Республики Казахстан по ограничению доступа к информации и (или) удалению информации, запрещённой или иным образом ограниченной к распространению законами РК или вступившими в законную силу судебными актами, а также доступ к которой был временно приостановлен предписанием уполномоченного органа в области СМИ.
Статью 66 ("Переходные положения") предлагается дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"Собственники и (или) иные законные представители иностранной онлайн-платформы и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями, среднесуточный доступ к которым в течение месяца составляет более 100 тысяч пользователей, находящихся на территории РК, обязаны в течение шести месяцев после введения в действие статьи 18-2 настоящего закона назначить своего законного представителя по взаимодействию с уполномоченным органом в области средств массовой информации. В случае продолжения осуществления деятельности иностранной онлайн-платформы или сервиса обмена мгновенными сообщениями без соблюдения требования, установленного частью первой настоящего пункта, уполномоченный орган в области средств массовой информации вправе ограничить их деятельность на территории Казахстана в соответствии с законами РК".
Ранее казахстанцы создали петицию против принятия поправок, позволяющих ограничивать доступ к социальным сетям и мессенджерам. Документ подписали более 6 тысяч человек.
На днях министр информации и общественного развития Казахстана Аскар Умаров заявил, что законопроект направлен в первую очередь на защиту детей от кибербуллинга. Он подчеркнул, что поправки не предусматривают блокировку соцсетей, а лишь позволяют создать некоторые ограничения.
Читайте также:
- Министр информации: В законопроекте о кибербуллинге стоит вопрос об ограничении, а не блокировке соцсетей
- Ашимбаев о поправках, позволяющих блокировать соцсети: Нельзя проигнорировать мнение общественности