Сенат вернул в мажилис законопроект о сокращении трансфертов из Нацфонда
Сенаторы внесли несколько поправок в законопроект.Депутаты сената внесли изменения в проект поправок по по вопросам государственного управления, совершенствования залоговой политики банков второго уровня, регулирования оценочной деятельности и исполнительного производства. Документ с предложениями верхней палаты направили в мажилис.
Поправки сената
- В связи с изменением даты вступления в силу Технического регламента ЕАЭС "О безопасности алкогольной продукции" необходимо привести в соответствие Предпринимательский кодекс в части компетенции правительства, устанавливающего минимальную розничную цену на алкогольную продукцию, исключив из этой компетенции слова "спиртные напитки". Кроме того, ввести в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" понятия "вино наливом" и "пивоваренная продукция".
- Также в законе "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования, предпринимательства, совершенствования системы государственного управления и платежей" необходимо перенести сроки введения норм, имеющих отсылочные положения на Технический регламент, с 1 января 2022 года на 1 января 2024 года
- Национальным банком целевой ориентир на плановый период по инфляции указывается в определённом диапазоне (к примеру, 4-6%, 6-8%), поэтому необходимо для определения темпов роста расходов ориентироваться, исходя из конкретного значения целевого ориентира.
- В случае наличия остатка привлечённого гарантированного трансферта на конец финансового года предлагается в следующем финансовом году сократить привлечение этого трансферта на сумму остатка, направив его в зачёт гарантированного трансферта следующего периода.
- Предусмотреть заслушивание акимов областей, городов республиканского значения, столицы и по бюджетным кредитам, которые так же, как и целевые трансферты, выделяются из республиканского бюджета.
- При погашении задолженности по истечении 90 календарных дней просрочки исполнения обязательства, необходимо предусмотреть погашение задолженности по комиссии.
- Предусмотреть норму, регламентирующую процедуру обжалования решения о приостановлении действия свидетельства о присвоении квалификации "оценщик" через палату оценщиков.
Также внесены изменения, корреспондирующие нормы законопроекта, а также связанные с правилами юридической техники.
Законопроект предусматривает четыре основных блока поправок.
- Первый блок поправок связан с проводимой работой по интеграции элементов новой системы государственного планирования в бюджетный процесс. Особенность новой системы заключается в том, что общенациональные приоритеты и национальные проекты определяют цели и задачи для выделения бюджетных средств.
Таким образом, обновленное бюджетное планирование является логическим продолжением многолетней работы по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат. - Второй блок поправок направлен на реализацию поручений президента страны по обеспечению бережливой и ответственной бюджетной политики. Введение с 2022 года контрцикличных бюджетных правил предусматривает, что размер гарантированного трансферта будет определяться в размере, не выше прогнозируемых поступлений в Национальный фонд при "цене отсечения". Также это позволит ограничить рост расходов бюджета на уровень долгосрочного экономического роста, скорректированного на целевой уровень инфляции. Для внедрения "расширенного бюджета" со следующего года в составе консолидированного бюджета будут учитываться финансы двух внебюджетных фондов – Государственного фонда социального страхования и Фонда социального медицинского страхования.
- Третий блок поправок предусматривает совершенствование элементов бюджетного процесса в трёх направлениях: межбюджетные отношения, формирование и исполнение бюджета, повышение ответственности.
- Местные исполнительные органы по государственному планированию наделяются компетенцией по разработке методики прогнозирования поступлений в местные бюджеты. Регионам предоставляется возможность прогнозировать доходную базу самостоятельно с учетом региональной специфики, тем самым минимизировать погрешности прогноза. В вопросах использования средств целевых трансфертов из республиканского бюджета исключается размытость ответственности между администратором республиканской бюджетной программы и местным исполнительным органом.
- Вводятся ограничения на корректировку значений целевых индикаторов планов развития в четвёртом квартале по причине ожидаемого неосвоения бюджетных средств. Также администраторам бюджетных программ запрещается производить изменения в утвержденные натуральные нормы более одного раза в год.
- Вводится запрет на принятие местными исполнительными органами обязательств за третьих лиц по долговым обязательствам, а также ответственность первых руководителей администраторов бюджетных средств за неосвоение заемных средств в установленный срок.
- Четвертый блок – в целом направлен на усиление прав ипотечных заёмщиков, повышение прозрачности и объективности оценки и реализации имущества, а также на совершенствование налогового законодательства.
Подвергаются изменениям положения ряда кодексов и законов об ипотеке, исполнительном производстве, оценочной деятельности, платежах и платежных системах и другие.