Сагинтаев предложил вешать антирекламные билборды на магазины с некачественной продукцией
Премьер-министр Казахстана отметил, что у бизнеса должно измениться отношение к потребителям.Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев отметил, что нарушение прав казахстанских потребителей продолжается из-за того, что в стране законодательно ослабили административный контроль бизнеса.
"Видно ухудшение качества работы (бизнеса по отношению к потребителям. – Авт.). На местах необходимо проводить работу. Со стороны НПП "Атамекен", Правительства местным исполнительным органам окажем поддержку. Если говорить о защите прав потребителей, за пять-шесть лет этот вопрос поднимался. До сих пор он не нашёл своего решения. Необходимо решить совместно с Нацбанком. Ерболат Аскарбекович (Досаев, вице-премьер-министр. – Авт.), необходимо ещё раз рассмотреть этот вопрос", – сказал премьер-министр на заседании Правительства РК.
Какие бы меры ни предпринимали государство и "Атамекен", некоторые торговые места, по словам Бакытжана Сагинтаева, занимаются продажей продукции, не соответствующей стандартам.
"Хороший пример в Алматинской области, Талдыкоргане. Если кто-то что-то нарушает, сразу же вывешивают большой билборд – "Не доверяю". Вы тогда как саморегулирующая организация сделайте (обратился к НПП "Атамекен". – Авт.): такому торговому дому не доверяю, потому что реализует некачественную продукцию. Такая-то компания, несмотря на то, что штрафуем, дальше продолжает, к примеру. Не доверяем. Я думаю, что население вас поддержит. Мы со своей стороны проводим работу. Если же со стороны бизнеса не изменится отношение, останемся на прежнем уровне", – отметил он.
Статистику жалоб потребителей представил министр национальной экономики Тимур Сулейменов. За 2017 год на рассмотрение государственных органов поступило более 23 тысяч обращений. Как и в прошлом году, наибольшее количество жалоб потребителей поступило в Нацбанк – 13 тысяч. МНЭ и Минздрав рассмотрели 4000 и 5000 обращений соответственно. В местные исполнительные органы областей, Астаны и Алматы поступило 2500 обращений.
"Если сравнивать с прошлым годом (2016. – Авт.), следует констатировать сохранение общего количества жалоб потребителей на уровне 23 тысяч обращений и отсутствие каких-либо существенных изменений. Больше всего жалоб потребителей на действия субъектов предпринимательства, оказывающих финансовые услуги, – это 13 тысяч. Услуги здравоохранения – 5000, в сфере ЖКХ – 4100", – сказал Тимур Сулейменов.
По его словам, сохраняется на прежнем высоком уровне неудовлетворённость потребителей в сфере финансовых услуг. В основном поступают жалобы из-за отказа банков рефинансировать задолженности, пересматривать условия банковского займа, а также из-за действий кредитных организация по привлечению третьих лиц при взыскании долга и реализации залогового имущества.
"Здесь основная проблема заключается в низком уровне финансовой грамотности потребителей и отсутствии системной работы по повышению уровня знаний потребителей финансовых услуг", – добавил министр.
Глава Минздрава Елжан Биртанов поддержал предложение премьер-министра, отметив, что среди медорганизаций уже внедрили специальный рейтинг. Казахстанцы могут оценить больницы на сайте Фонда медстрахования. Однако он считает, что не стоит торопиться с вывешиванием билбордов недоверия именно в медорганизациях.
"В этой части вопрос качества медуслуг должен быть объективно оценён. Должна быть проведена экспертиза, и только потом можно наглядную информацию давать. Иначе можно просто получить в ответ обвинения и иски", – сказал он в кулуарах заседания Правительства РК.
Количество подтверждаемых жалоб в сфере из года в год, по его словам, колеблется в пределах 10-15%. Но на самом деле очень большое количество жалоб остаётся нерассмотренными. Проблема в том, что люди чаще пишут свои претензии в соцсетях, не обращаясь при этом официально в госорганы.
"В этих случаях мы не имеем права осуществлять проверку. Мы пытаемся, но прокуратура не регистрирует официально. Только обращение в Комитет охраны общественного здоровья (может позволить провести проверку. – Авт.), это уполномоченный орган. Мы призываем обращаться в территориальный департамент комитета. Он всегда существовал, просто прошёл определённую трансформацию", – добавил Елжан Биртанов.
На что потребитель имеет право в магазинах и местах общепита, вы можете прочитать здесь.
Вы купили товар, но вдруг поняли, что он вам не нужен. Или же он сломался/порвался, в общем, пришёл в негодность. Председатель правления ОЮЛ "Национальная лига потребителей Казахстана" Светлана Романовская специально для informburo.kz подробно разъяснила, как нужно поступать в таких ситуациях, отстоять свои права и не потерять своё лицо. Ведь любой конфликт можно решить мирным путём.