Назарбаев провёл расширенное заседание Правительства. Полный текст
На повестке дня было подведение итогов социально-экономического развития Казахстана за 2018 год и планы на 2019.В Правительстве прошло расширенное заседание с участием Нурсултана Назарбаева. На повестке дня было подведение итогов социально-экономического развития Казахстана за прошлый год и обсуждение планов развития страны на 2019 год.
Informburo.kz вёл текстовую трансляцию.
Заседание открыл Президент Казахстана.
11.10 – Нурсултан Назарбаев: Инфляция составила 5% – это хороший показатель
Рассмотрим итоги социально-экономического развития за прошлый год и планы на этот год. Есть рост экономики 4%. Инфляция составила, как и планировали, порядка 5%. Можно сказать, это хороший показатель. Все показатели направлены на благосостояние наших граждан.
11.12 – Президент определил порядок работы заседания
Об итогах работы Правительства доложит Досаев, затем Акишев, затем Шукеев и Касымбек. По регионам доложат акимы Жамбылской области и ЗКО, после подведём итоги. На доклад каждому – по 10 минут.
Досаев о работе по пяти инициативам Президента
11.15 – докладывает заместитель премьер-министра Ерболат Досаев
Следуя вашим установкам, в 2018 году обеспечено устойчивое развитие страны. Особое внимание уделено исполнению пяти социальных инициатив и Посланию. Рост ВВП составил 4,1%.
70% этого роста за счёт обрабатывающих секторов. Активы Нацфонда на начало 2019 года составили 61,6 млрд долларов. Уровень безработицы на безопасном уровне – 4,9%.
Доходы республиканского бюджета за прошлый год были исполнены на 101,6%. Освоение без учёта резерва Правительства составило 99,9%.
Основным драйвером экономики остаётся топливно-энергетический комплекс. 2018 год стал рекордным по ключевым показателям в отрасли. Добыто более 90 млн тонн нефти и более 55 млрд кубометров газа. Завершена модернизация всех НПЗ. По итогам прошлого года средние розничные цены на основные нефтепродукты не выросли.
Главным приоритетом нашей работы является преобразование экономического роста в реальное повышение уровни жизни граждан. Принципиально важно, что рост экономики в прошлом году сопровождался опережающим ростом реальных доходов населения на 4,4%.
По приватизации: 96 компаний государственной собственности были переданы в частный сектор. В ноябре было проведено первое IPO "Казатомпрома" на МФЦА и Лондонской бирже.
Первая инициатива: по программе "7-20-25" сегодня выдано 3 600 кредитов на 43,7 млрд тенге.
Вторая инициатива: с 1 января 2019 года налоговая нагрузка снижена в 10 раз для работников с зарплатами до 63 тысяч тенге. Эта мера положительно повлияет на доходы более 2 млн наших граждан.
Третья инициатива: с 1 сентября прошлого года увеличено количество образовательных грантов на 20 тысяч мест по специальностям востребованным на рынке труда. Для строительства новых общежитий определено 100 земельных участков. В рамках ГЧП уже заключены 12 договоров госзаказа с организациями образования. В этом году будет введено 5 000 новых мест в общежитиях.
Четвёртая инициатива: в 2018 году выдано свыше 14 тысяч микрокредитов на 595 млрд тенге, в результате работой обеспечены более 22 тысяч человек. За последние два года обучены основам бизнеса более 43 тысяч человек, из них 11 тысяч получили микрокредиты и открыли свой бизнес.
Пятая инициатива: в декабре вы дали старт официальному строительству газопровода "Сарыарка", сегодня решены вопросы финансирования строительства, определён генподрядчик. В период строительства газопровода будет создано порядка 1900 новых рабочих мест.
Во исполнение вашего поручения из 2,7 млн самозанятых граждан актуализирован статус по 1 млн 800 тысячам человек, по оставшимся 900 тысяч человек работа будет продолжена и завершится до конца текущего года.
Назарбаев: Видишь, оказывается, можно было решить эту проблему, сколько лет говорили: "Самозанятые, самозанятые". Персонально занялись, и можно вопрос решить.
Акишев об оздоровлении экономики
11.29 – докладывает председатель Национального банка РК Данияр Акишев
Первое направление: оздоровление банковского сектора. Значимой была сделка между "Халыком" и "Казкомом". Halyk Bank теперь занимает 34% активов. Это нормальное явление.
Казахстану также необходим финансовый институт, который может конкурировать и на внутреннем, и на внешнем рынках.
В прошлом году лишены лицензий три банка, которые вели высокорисковые операции. Сейчас процесс их ликвидации завершается.
Второе направление: программа "7-20-25". Реализация идёт через восемь крупных банков. Недостатка в точках предложения услуг нет. Мы видим, что в течение ближайшего года регионы предложат больше жилья, подходящего под условия программы.
Третье направление: расширение кредитования. В рамках вашего послания запущен механизм предоставления 600 млрд тенге для кредитования приоритетных секторов экономики. Определены механизмы, первый банк уже начал осваивать средства для кредитования. Но кроме программы кредитования Нацбанк предпринял ряд мер по повышению эффективности денежно-кредитной политики.
Мы видим оживление кредитной активности. Тем не менее мы считаем, что необходимо параллельно проводить системные меры по оздоровлению реального сектора экономики.
Без озодоровления реального сектора мы рискуем, что может повториться ситуация прошлых годов. Нурсултан Абишевич, мы посмотрели статистику...
Назарбаев о кредитах плохим компаниям
Назарбаев: Я извиняюсь, вот 600 млрд тенге на развитие бизнеса. Ты говорил, чтобы нам против инвестиций иметь деньги. Вот эти деньги должны использоваться для долгосрочных проектов. Вы определили объекты?
Досаев: Совместно с НПП "Атамекен" и госорганами определили даже товарные позиции, которые нужны на импортозамещение либо на экспорт. Суммы определены, банки-участники готовы.
Назарбаев: Если конкретно поработаем на очень важные, необходимые нам проекты, продукции и предприятия, то мы можем продолжить программу.
Акишев: Деньги все подготовлены, вся программа уже на старте. Мы с февраля начнём эту работу. Но я хотел бы повторить, что в прошлые годы, ситуацию, которая была в прошлые годы, нам нельзя повторить...
Назарбаев: Если вы будете давать плохим компаниям, которые перекредитованы, опять будут уничтожены деньги, и банки будут сидеть в плохом состоянии. Кто показал успешность работы и возвратность, только тем...
Акишев: За последние 10 лет кредиты банков выросли на 5,5 трлн тенге. Это 70% роста. За это же время за счёт ликвидации семи банков и оздоровления двух банков списано почти 5 тлрн тенге. То есть заёмщики все кредиты, которые мы за эти годы выдавали, не вернули. Кредиты постепенно превращались в проблемные, не обслуживаемые, несмотря на попытки банков их реструктурировать, изменять условия.
Назарбаев: Мы сами плохо руководили и следили. Зачем надо было давать угробленным компаниям, которые пустили деньги в песок? Это мы, банки и Правительство не следили за этим делом. Давали кому попало. Они перекредитовывались, рассчитаться не могли, а им ещё дают субсидии. Кто так работает вообще в мире?
Акишев: Мы посмотрели статистику. Большинство предприятий, которые не вернули кредиты, продолжают функционировать и сейчас. Особенно это касается малого бизнеса. Многие несостоятельные, не имеют собственного капитала и требуют новых дешёвых кредитов. Все перекредитованы. Долги продолжают расти.
Назарбаев: И что? Будем давать им эти кредиты или будем наводить порядок? Несостоятельные. Совершенно. Сколько процентов не вернули? И вот они так и будут ходить? Это должно быть уголовное дело и возврат должен быть обеспечен всеми необходимыми возможностями государства. Когда я говорил создать отдельный комитет надзорный, то ты сказал: "Я сам смогу". Вот следи теперь. Закон дали. Каждый акционер идёт и ворует из своего банка, а потом за ним гоняемся. А где мы были? Это плохая работа.
Акишев: Мы предлагаем провести политику очищения реального сектора. Нужно провести системную работу по выводу несостоятельных компаний с рынка, реструктурировать или банкротить. Передавать активы хорошим компаниям.
Мы предлагаем рассмотреть возможность прекращения государственной поддержки низкоэффективным компаниям. Прямое госфинансирование должно сохраниться только за крупными инфраструктурными проектами с низкой рентабельностью или социальной направленностью.
Нужно повысить эффективность процедур банкротства. Только 3,6% малых предприятий банкротится, из которых половина представлена предприятиями торговли. Это понятно, потому что вход на рынок торговли относительно лёгкий и понятный. Это повышает конкуренцию. Но мы посмотрели: предельно малая доля компаний, подвергнувшихся банкротству, например, в сельском хозяйстве и в обрабатывающей промышленности.
Назарбаев: Закон чёткий, нормальный?
Акишев: Закон нормальный.
Назарбаев: Всё теперь есть, давай действуй!
Акишев о новой госпрограмме для покупки отечественных авто
11.50 – В Казахстане появится программа по типу "7-20-25" для покупки отечественных авто
Акишев: В 2019 году Нацбанк готов оперативно разработать и финансировать программу кредитования на приобретение гражданами Казахстана автомобилей отечественного производства.
Программа будет выстроена на рыночных принципах через банки с механизмом секьюритизации кредитов по примеру программы "7-20-25" и на базе её инфраструктуры.
Почему автомобилестроение? Мы считаем, что автомобилестроение, как и строительство, капиталоёмкая отрасль с высокими технологиями, которая имеет большой мультипликативный эффект для экономики. Данная инициатива окажет положительный эффект на импортозамещение и позволит преодолеть негативную тенденцию роста импорта товаров, которая поддерживается, в том числе, и кредитованием .
Назарбаев: И даст возможность работы для производства автомобилей.
Акишев: Совершенно верно, мы повысим спрос на местный товар. Мы детально готовы отработать эти предложения с Правительством и банками в короткий срок.
Касымбек о новом лоукостере и строительстве жилья
12.06 – докладывает министр индустрии и инфраструктурного развития Женис Касымбек
В первом полугодии текущего года планируем по вашему поручению запустить первую низкобюджетную авиакомпанию Fly Arystan. В первый год эксплуатации планируется перевезти до одного млн пассажиров по ценам в два раза ниже, чем у авиакомпании Air Astana.
Назарбаев: Надо поставить задачу "Эйр Астане". Надо летать в Штаты, Японию. Узнать, что надо сделать. Может, будет сперва нерентабельно, но начинать надо.
Касымбек: Понял.
Касымбек: В 2019 году планируем построить более 13 млн квадратных метров жилья. Порядка 118 тысяч семей улучшат жилищные условия.
Назарбаев: Местное содержание в жилищном строительстве – это локомотив роста экономики. Строго следить всем акимам, чтобы были условия.
Касымбек: Доля казахстанского содержания в строительстве составила 77%.
Шукеев о достижениях сельского хозяйства
12.10 – докладывает министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев
В прошлом году мы достигли самого большого экспорта зерна – более 11 млн тонн. По производству льна мы вышли на первое место в мире. 930 тысяч тонн льна произведено. По картофелю прирост составил 14,2%.
Самое главное – наши сельхозтоваропроизводители научились хорошо продавать урожаи. Ячменя экспортировано в прошлом году в 2,2 раза больше, рапсового масла – в 3,3 раза, в сои – в 2,5 и томатов – в 2,4.
Основная наша культура – зерно. В прошлом году произведено 22,8 млн тонн зерновых. За годы независимости самый высокий экспорт зерна – 11,7 млн тонн. Цена на зерно сложилась на 40% выше, чем в прошлом году.
Набирает обороты программа животноводства. (...) В прошлом году мы экспортировали 19,9 тысячи тонн говядины. В 2019 году ставим задачу – 25 тысяч тонн.
Назарбаев и Шукеев о мясе, ценах на продукты и "шанель-манель"
Шукеев: В сельском хозяйстве цифровизация может дать очень большой и быстрый эффект.
Назарбаев: На полях есть целые участки, которые не дают никакого урожая, это засоленные земли. Это отдельная работа. Используя новую технику и технологии. Чем мы хуже? Никто не может выращивать пшеницу лучше, чем мы. В других странах на таких же площадях выращивают гораздо больше урожая. А мы хвастаемся 12-15 центнерами. Земли у нас много, но мы не смотрим за ней.
Чтобы практические шаги предпринять, нужно также с акимами по каждому хозяйству сделать конкретные шаги.
Первое. По каждому хозяйству сделать электронные картограммы этих площадей, каждого поля, где будут указываться границы, история возделывания, содержание питательных веществ.
Второе. Необходимо для каждой единицы техники установить GPS-трекеры и датчики ГСМ. В принципе, это недорого. Это 100 долларов на одну единицу техники. Вот эти 100 хозяйств, которые к нам переходят в управление, мы сейчас смотрим: всего там 7000 единиц. Установить эти трекеры и будет стоить всего 700 тысяч долларов, и, в принципе, это возможные инвестиции для каждого хозяйства.
Эти хозяйства затем должны будут присоединится к нашей системе централизованного мониторинга и управления процессами, который мы тоже предоставим. В целом к 2021 году по программе цифровизации мы сможем создать в стране более 2 000 цифровых ферм.
Третье. Критически важно сейчас взяться за орошаемые земли. Орошаемые земли – 1,4 млн гектаров сегодня. Мы внесли в Правительство программу, обсудили и утвердили, чтобы довести до 3,5 млн га. Это вполне возможно, и воды у нас достаточно. Эти орошаемые земли занимают всего 7% нашей пашни, но делают 40% стоимости в растениеводстве.
До этого мы в год вводили примерно 2-3 тысячи га в год. В прошлом году введено 65 тысяч га орошаемых земель. Индикатор этого года – 124 тысячи га. Но мы считаем, что нужно его форсировать. Раньше все орошаемые земли вводились за счёт государства, нам надо запустить схему ГЧП. Есть много компаний, которые сами готовы построить эти сооружения.
Наша задача – обеспечить им правильный тариф и вокруг этих сооружений создать якорную кооперацию фермеров. Мы эту программу в Правительстве обсудили и с этого года в пилоте хотим проект запустить – по 20-30 тысяч га в рамках ГЧП.
Шукеев: Если мы это запустим, то…
Назарбаев: Никаких если. Надо делать. Всегда говорим, что сельское хозяйство – это в будущем драйвер. Все страны уже освоили свои земли и вышли на высший уровень технологий. У них нет другой возможности. Вся неосвоенная земля только в трёх странах – Россия, Казахстан и Украина. Необходимо увеличить количество орошаемых земель в Северном Казахстане.
Шукеев: Сейчас этот процесс идёт неплохо в Акмолинской и Актюбинской областях.
Назарбаев: Давай по мясу поговорим. Когда мы покупали быков племенных, мы сколько планировали экспортировать? 60 тысяч тонн? Где Асылжан (Мамытбеков, ответственный секретарь Министерства сельского хозяйства)? Сколько экспортировали? Сколько выручили средств?
Мамытбеков: Проект движется. В 2018 году – 20 тысяч тонн, в 2019 году ожидается порядка 25 тысяч тонн. Это процесс в арифметической прогрессии будет двигаться. Это работает не как станок, который можно включить и выпускать продукцию.
Шукеев: У нас есть ряд предложений... У нас будет порядка 200 тысяч хозяйств для увеличения поголовья скота.
Назарбаев: В Астане нужно построить суперзавод по производству колбасы. Я давно уже говорил.
Шукеев: У нас в сезон в Шымкенте морковь стоит 43 тенге, доходит до Астаны, становится 150 тенге. В 3 раза дороже, потому что очень много посредников. Вы нам поручали в Плане нации, что мы должны развить сеть оптово-распределительных центров (ОРЦ) в крупных городах. Очень хорошо в этом направлении работает Карагандинская область. В марте будем вводить оптово-распределительный центр на 72 тысячи квадратных метров. ОРЦ сразу исключают трёх посредников: перекупщика, оптового покупателя и мелкооптового покупателя. И цены, по идее, в крупных городах должны пойти вниз.
Назарбаев: Акимам нужно поработать в этом направлении. Если вы подготовите во время урожая необходимые площади, то будете продавать по стабильным ценам в зимнее время.
Шукеев: В Астане мы с Бахытом Турлыхановичем (аким Астаны Бахыт Султанов) работаем, в этом году такой же ОРЦ, как в Караганде, введём.
Назарбаев: Взяться по каждому продукту, чтобы обеспечить внутреннюю потребность. Со всех сторон всё хорошо: рынок здесь, покупатель способный, ну что такое? Переработанное мясо завозим, молоко из Беларуси везём... Даже сахар мы завозим. Почему не изготавливаем то, что можем?
Шукеев: Из самых основных продуктов считанные только импортируем: сахар, яблоко...
Назарбаев: По яблокам тоже можем развить.
Шукеев: ... да. У нас теперь молочные продукты, масло, колбасы...
Назарбаев: Что это такое?
Шукеев: В принципе, это не делает погоду. Мы это, если заводы будут внедрены...
Назарбаев: Не делает погоду, но делает повышение цен для народа. Потому что завозится издалека. А мы можем это произвести. Давай целенаправленно поработаем.
Шукеев: Сделаем. У нас есть определённые планы.
Назарбаев: По объёмам молока можем закрыть?
Шукеев: Пока импортозависимы, но мы быстро растём. Нам надо миллион тонн дополнительно произвести.
Назарбаев: По импорту ещё нужно сказать Женису Махмудовичу (Касымбеку. – Ред.) и вам. Одежда, самая простая одежда... Всё у нас привозится из-за рубежа. Ладно, модницы и модники есть, им подавай "шанель-манель" и так далее. Но простой народ... Вчера на встрече с молодёжью, на открытии Года молодёжи, мне показали отличные костюмы и отличную обувь. Просто не обращаем внимания. Почему их не развивать, Ербол (Досаев. – Ред.), почему их не развиваешь?
Досаев: Экономика простых вещей, о которой вы сказали, деньги – 600 млрд тенге – будут направлены в первую очередь на импортозамещение. (...) Всё, конечно, производить не будем, но необходимый безопасный уровень производства основных товаров для населения предусмотрен.
Назарбаев: Вот, во-первых, надо пропагандировать отечественную продукцию, одежду. Вот здесь сидящие, все мы должны прийти в отечественных костюмах, ничего страшного нет. И в мире существует простая одежда, особенно для госслужащих, для всех. И мы поднимем лёгкую промышленность.
Мырзахметов о ситуации в Жамбылской области
12.38 – докладывает аким Жамбылской области Аскар Мырзахметов
В регионе общественно-политическая ситуация стабильная, число зарегистрированных преступлений сократилось на 21,5%. Согласно вашим поручениям, полностью проанализированы все важные социальные отрасли, такие как газоснабжение и другие. В этой связи, учитывая число жителей и возможности бюджета, разработаны конкретные планы.
Кульгинов о развитии ЗКО
12.41 – докладывает аким ЗКО Алтай Кульгинов
Газификация в области составила 95,5%. В областном центре ведётся активная работа по подведению инженерно-коммуникационных сетей по строительству нового микрорайона "Ак Жайык" на территории 750 га. Нурсултан Абишевич, это будет новый город.
Областной центр расширяется. Сейчас проживают где-то 350 тысяч человек. Мы ожидаем, по прогнозам, что через 10 лет будут проживать 500 тысяч. Программы "Нурлы жер" и "Нурлы жол" нам серьёзно помогают.
Назарбаев: Кроме этого пять акимов мне доложили ситуацию в регионах. Как вы видите, в целом по Казахстану можно работу признать удовлетворительной.
На заседании объявили перерыв в 15 минут
Назарбаев о триллионе тенге упущенной выгоды при импортозамещении
12.55 – Назарбаев о текущей ситуации
Поговорим о текущем годе. (...) Наша задача быть готовыми, чтобы обеспечить необходимые темпы экономического роста, не снижать. Так мы сможем защитить благосостояние казахстанцев.
В прошлом году я начал системный пересмотр социальной политики.
Сегодня не все страны могут позволить себе такой рост социальных расходов и такую работу. Поэтому эти государственные средства должны быть использованы эффективно, за ними нужен контроль.
Два показателя – доходы и качество жизни – я объявляю главными критериями эффективности государства. В общем-то, вся экономика в конечном счёте для людей.
Работу каждого министра и акима надо оценивать по осуществлению этих показателей.
Всё ещё остаётся высокая доля государства в экономике. Приватизирована лишь половина от плановых объектов.
Сказали, что приватизацию будем делать. Потом по тем или иным причинам начинаем говорить, что то или это нужно оставить у государства.
Лишь объём регулируемых закупок по стране составляет 11 трлн тенге. Эксперты оценивает возможность замещения порядка одного трлн тенге импортируемых товаров внутренним производством. Один трлн тенге, Умирзак и Женис (главы Минсельхоза и МИИР. – Авт.). Такая возможность лежит на поверхности, а как это сделать, зависит от нашей работы. За это нам зарплату платят.
Объёмы выпущенной продукции малого и среднего бизнеса снизились в Павлодарской и Туркестанской областях. Господа Бакауов и Туймебаев (акимы этих областей. – Авт.), надо обратить на это внимание и в следующий раз отчитаться, что вы сделали.
Поручаю Правительству скрупулезно поработать с акимами. Каждый аким лично отвечает за развитие малого и среднего бизнеса, а в Правительстве персонально отвечает Досаев (замглавы Правительства. – Авт.). Поработайте по каждой области.
В каждой области страны есть специфика. В неё нужно вкладывать средства. Где-то это промышленность, где-то аграрная сфера. Поручаю акимам совместно с НПП "Атамекен" сформировать план развития областей с учётом их специфики.
Мырзахметов (председатель правления НПП): Да. Мы готовы.
Назарбаев и Шукеев об экспорте казахстанской продукции
Назарбаев: В аграрном секторе в 2,2 раза вырос экспорт животноводческой продукции. В структуре этого экспорта доля переработанной продукции, Умирзак Естаевич (Шукеев. – Авт.), составляет менее 30%. Твоя конкретная задача. Чем тебя надо поддержать? Говори, но делай дело.
Из 20 тысяч тонн экспорта мясопродуктов крупного рогатого скота более 70% вывезено в виде живого скота. В погоне за экспортными показателями теряем добавленную стоимость. До сих пор импортируем мясо для переработки, молоко, овощи и фрукты.
Перед премьер-министром должно быть на доске написано: сколько с завозами улучшаем каждый месяц, каждый квартал, год. Это на поверхности лежащая польза для страны. И снижение цен для казахстанцев. Одежда, пища импортная дорогая. Как считаешь, Умирзак?
Шукеев: Всё это верно, Нурсултан Абишевич. На самом деле живой скот, который завозится, это не есть недостаток, а считается высший пилотаж в экспорте. Чтобы дальше производить, нужно новые комбинаты строить.
Назарбаев: Давай, строй. Цены, тарифы на социально значимые товары нам нужно контролировать.
13.27 – Каждый раз встречаюсь с капитанами бизнеса, и они нам заявляют: "Это будем делать, то будем делать", а потом никто за этим не следит.
В мире растёт конкуренция за инвестиции. Поэтому ставится задача создать комплексную экосистему привлечения инвестиций, особенно с акцентом на инвесторов из развитых стран.
Вновь назначенному министру иностранных дел Атамкулову даны полномочия по синхронизации работы всех уровней от загранучреждений и до акиматов. Это общая задача всего Правительства, а оно использует свои возможности в посольствах и кадрах.
Всем надо работать. Каждый раз встречаюсь с капитанами бизнеса, и они нам заявляют: "Это будем делать, то будем делать", а потом никто за этим не следит. Они приезжают, потолкались, никто их не принял, и уезжают. Сколько крупных компаний таких из Японии, США, Германии пришли и ушли.
В каждом отраслевом министерстве, акиматах, нацкомпаниях нужно закрепить конкретного заместителя, персонально отвечающего за инвестиционную работу. Поэтому, Мамин, Атамкулов и Касымбек (первый заместитель премьер-министра, главы МИД и МИИР. – Авт.), нужно выстроить взаимодействие, чтобы шла хорошая, плановая, слаженная работа, а не валить всё друг на друга.
Мы выпускаем более 500 новых видов продукции, экспорт идёт сегодня в 110 стран. Похвально, но мало проектов, способных реально влиять на структуру экономики.
Объём экспорта продукции высокого передела остаётся практически неизменным – 3 млрд долларов в год. Задача – масштабно продвигать нашу обработанную продукцию на внешние рынки. Нужно усилить эту работу Мамину вместе с Шукеевым. И организовать работу всех нижестоящих.
Назарбаев о воровстве в банках и трусах в Правительстве
13.35 – Вы просто трусы, а не Правительство и не министры!
В целом вопросы продвижения инвестиций и экспорт являются одной из главных задач Правительства. Поручаю премьер-министру лично вести эту работу, регулярно отчитываться передо мной. За годы независимости около 400 млрд долларов привлекли прямых иностранных инвестиций. Именно эти деньги подняли Казахстан.
Финансовую систему возьмём. Создают банк, начинает работать. Люди верят, несут деньги, квазигоссектор кладёт деньги. А потом акционеры начинают вытаскивать, воровать. У нас нет закона – посадить в тюрьму за это. Гоняемся за ними.
Данияр, головой отвечаешь. Тебе закон дали. Я хотел отдельный контрольный создать, ты сказал: "Нет". Вот держи и отвечай.
Акишев: Да.
Назарбаев: Нужно следить, чтобы пока работает банк, акционеры не вывозили, не воровали деньги. Что такое вообще? Средь бела дня. А мы что сидим? Это говорит о полной несостоятельности. Без зачистки экономики от банкротов мы не можем развиваться. И Правительство, и банки будут всё время спотыкаться.
Кому давать? Вот не даёт банк деньги? А кому давать?
Институт банкротства является достаточно распространённым явлением. Вы просто трусы, а не правительство и не министры! Для чего тогда вы работаете? Очистите мне все банки. Мы будем считать, что честно выполнило свой долг это правительство, и уйдите с этим в отставку. Вот это будет работа.
Во всём мире его смысл состоит в том, чтобы из хозяйственного оборота исключать неплатёжеспособные предприятия. Экономическая несостоятельность одного предприятия сказывается на финансовом положении других субъектов.
Банкротство позволяет сделать экономику эластичной.
Назарбаев о неправильной рассадке министров
13.43 – Борьба с теневым оборотом ведётся слабо
Например, показатели импорта нашей таможни значительно расходятся с данными китайской стороны. Задача – сократить долю теневой экономики как минимум на 40% за три года. Бакытжан (Сагинтаев, премьер-министр. – Авт.), министр финансов (Алихан Смаилов. – Авт.) не должен в конце стола сидеть, а сразу после вице-премьеров его место. Вот это отношения, смотри, куда его посадил. Кто протокол делает? Вот я сейчас изменю протокол: встань, иди сюда. Сдвиньтесь, начиная от Кожамжарова, все на одно место.
Поэтому финансы у нас хромают, от того, что мы так относимся. Что будем делать?
Смаилов о расхождениях в статистике по китайскому импорту
Смаилов: Действительно расхождение с Китаем 6,9 млрд долларов составляет, из них 3,3 млрд долларов – это транзит через Казахстан и другие страны. Китай его записывает как экспорт в Казахстан, это подтверждается сведениями по российско-китайской статистике. Один млрд долларов – это ввоз товаров в Казахстан через Хоргос, а 2,6 млрд – это действительно занижение декларируемой стоимости. Потери бюджета примерно сотавляют 206-205 млрд тенге в год, сейчас эту проблему комплексно решаем. Ведём переговоры с КНР, чтобы получать в электронном виде экспортные декларации до того, как наш импортёр будет декларировать.
Сейчас также обсуждаем вопрос перевалки грузов на казахстанской стороне границы, чтобы в наших транспортно-логистических центрах осуществлять таможенный контроль. И ситуационный центр создать в таможенном органе. Всё это позволит в корне эту ситуацию изменить.
Назабаев: Дай результат! Не разговоры, а результат.
Смаилов: Есть!
Назарбаев: Теневая экономика получается, потому что мы с наличными работаем. Предельный порог обналичивания юрлиц и денежных средств надо установить в банках, изучить с Нацбанком. Крупные покупки не должны идти в наличных по автомашинам, домам и так далее. Там скрыто всё! На сегодня 1,3 млн физлиц имеют задолженность перед бюджетом по налогам на транспорт, имущество и землю. Это более 17 млрд тенге, из которых 5 млрд приходится на начисленную пеню.
Строить объекты нужно в доступности. Посмотрите, как это происходит в Астане. Строится дом, на первом этаже – поликлиника. Так всегда было. А теперь надо отдельно построить: в виде дворца больница, детский сад – дворец, спортивный зал – дворец. Никто не считает деньги.
Может, с твоим приходом, Алихан (Смаилов. – Авт.)... Потому что Султанов (аким Астаны, ранее министр финансов) провалил, я много раз критиковал. Считать деньги надо.
Назарбаев и Сагадиев об оснащении школ
Назарбаев: Сфера образования. Улучшаются условия работы учителей, увеличены зарплаты...
Сагадиев: На 30% – 200 тысяч, ещё 34 тысячи в их числе – на 50%.
Назарбаев: Вот видишь, это же солидно для учителей.
Вузы получили автономию. Расширен охват дошкольным образованием. Построено порядка 70 школ по стране. Обновляется программа обучения.
Например, вчера Даниал Кенжетаевич (Ахметов, аким ВКО. – Авт.) доложил, что в ВКО все 277 полнокомплектных школ оснащены по стандартам НИШ. Почему другие не могут сделать? Сразу поднялось качество образования в этих школах. Поручаю акимам вести работу по указанному примеру в вверенных регионах.
Следует обеспечить все школы полноценным интернетом, а также школьным транспортом.
В то же время по качеству образования в рейтинге ГИК ВЭФ (Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума) наши позиции ухудшаются, хотя в целом по образованности нам дают высокую оценку. 73-е место было в 2017 году, сейчас стало 77-е место. Начинаешь ухудшать работу?
Сагадиев: Нет, на самом деле мы действительно были в 2017 году на 73-м месте. Огромная работа была проведена. В общем, во всех трёх уровнях – и в школах, и колледжах, и вузах заменили по вашему поручению полностью программы, учебники, переобучили кадры. Сейчас должны видеть этот результат.
В 2018 году по комплексному показателю мы вышли на 57-е место в мире по ГИК ВЭФ.
Но, Нурсултан Абишевич, за 2017 год... Это же опросный показатель – мы делаем реформы, ведём разъяснительную работу...
Назарбаев: Нужно разъяснять населению. Всё это вы делаете, чтобы были условия для обучения детей. Ты на правильном пути находишься, молодец!
Порядка 70% работодателей, по опросу Администрации Президента, не удовлетворены работой выпускников ТиПО. Жизнь быстро меняется, новые технологии требуют новых навыков в профессии, поэтому я поставил задачу: модернизировать 20 якорных вузов. Если по одному в каждой области взять, то 17, и ещё три – в крупных городах. Приблизить к Назарбаев университету по качеству образования и привлечению преподавателей.
...и по 10 колледжей в каждом регионе, 180 колледжей, обучающих специалистов по 100 новым востребованным профессиям.
У нас нет проблемы безработицы. У нас есть вопросы качества специалистов.
Большой поток мигрантов в столицу, идёт строительство, не хватает представителей рабочих специальностей: сварщиков, поваров...
В каждом регионе нужно взять 10 колледжей и сделать их первоклассными.
Поэтому 20 вузов и 180 новых колледжей – это под ответственность Сагадиева, Абылкасымовой (министр труда и социальной защиты населения), чтобы качественно выполнить эти задачи.
Назарбаев о качестве медицинских услуг
Назарбаев: В сфере здравоохранения. Продолжается работа по развитию инфраструктуры, улучшению качества медицинских услуг.
Растёт продолжительность жизни и рождаемость. Создано 16 млн электронных паспортов здоровья, модернизирована служба скорой помощи. Подписан закон, по которому цены на лекарства будут регулироваться, станут прозрачными.
Я хвалю за это министра здравоохранения, и этот опыт по внедрению прозрачного учёта лекарств – вот чему надо учиться. Надо такую работу провести в других направлениях.
Вместе с тем население беспокоит качество и доступность медицинских услуг, прежде всего в регионах. В отдельных сёлах можно организовать передвижные пункты медосмотра.
В течение трёх лет решить обеспеченность службы скорой помощи автомобилями, реанимобилями. Это не требует отлагательства! На всё это надо выделить Правительству 27 млрд тенге и закрыть вопрос.
Раньше мы направляли поезда. Почему прекратили такую практику?
До конца 2020 года акимам надо обеспечить оснащение в первую очередь районных больниц и поликлиник необходимым медицинским оборудованием. Даниал Кенжетаевич (Ахметов, аким ВКО. – Авт.) это сделал уже, поставил. Почему другие не могут?
В Акмолинской области, Малик (Мурзалин, аким Акмолинской области. – Авт.), можно сделать это?
Мурзалин: Занимаемся, делаем.
Назарбаев: Занимаешься, но не сделал.
Назарбаев и Абылкасымова о социальных выплатах
Поручаю Правительству с 1 января 2020 года обеспечить рост до 30% средних размеров социальных выплат из Государственного фонда социального страхования лицам, утратившим трудоспособность, потерявшим кормильца.
Мадина (Абылкасымова, министр труда и соцзащиты населения. – Авт.), можно это сделать?
Абылкасымова: Уважаемый Нурсултан Абишевич, законопроект подготовлен, уже в марте ожидаем внести в Парламент и будем исполнять поручение. Впервые в Казахстане разрабатывается комплексный интегрированный план по защите лиц с инвалидностью. Это вопросы инклюзивного образования, трудоустройства, профилактика и предупреждение инвалидности, безбарьерная среда, полностью доступная, а также повышение качества социальных услуг.
Назарбаев о вере в министров
Назарбаев: Я утвердил, согласно Стратегическому плану 2025, базовые критерии эффективности нашей работы в 2019 году.
Первое – обеспечить стабильный рост экономики. Сегодня 4% – может быть, да. Но в программе 2050 написано не менее 5%, чтобы войти в тридцатку государств.
Второе – довести долю МСБ в ВВП до 28,2% в этом году. Это же возможно.
Обеспечить рост объёма несырьевых товаров и услуг до 24,7 млрд долларов, производительность труда – на 12,3% к уровню 2016 года, инвестиции – до 16,8% ВВП. Такая задача, исходя из программы "Казахстан 2025".
Итак, уважаемые коллеги, все вы назначены благодаря тщательному выбору. Вы назначаете своих сотрудников, поэтому у нас одинаковая ответственность друг перед другом. Каждого из вас знаю, какой у вас есть потенциал, какие знания и опыт.
Сегодняшнее Правительство, какие бы ни стояли перед ним задачи, способно исполнить. Днём и ночью нужно думать о работе.
Я не хочу вас обидеть, я спрашиваю с вас, говорю об этом, потому что я верю в вас. Поэтому все вопросы, сегодня поднятые, очень важные.
Правительство и акимы должны совместно работать ради повышения доходов населения и уровня их жизни и благосостояния.
Где растут доходы, где улучшается благостояние – этот регион лучший, это должно быть основным критерием, поэтому все стратегические государственные программы, Послание должны быть выполнены на качественном и эффективном уровне. Всё для этого есть.
У вас есть все необходимые знания, есть направление, есть ресурсы для их выполнения. Поэтому давайте работать совместно. И пусть наша работа будет успешной.
13.52 – заседание закончилось