Прокуроры выступили против идеи обязать казахстанских таксистов вступать в саморегулируемые организации
Отказаться от идеи обязать таксистов вступать в саморегулируемые организации и вместо этого ужесточить требования к ним предложили в Казахстане. Об этом заявил первый заместитель председателя Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры Руслан Алькенев.
По его словам, ДТП с участием таксистов остаются актуальными и вызывают критику в обществе.
"Таксисты без сна и отдыха находятся на дорогах. Это таксисты, которые работают на цифровых платформах Яндекс, InDrive и других. Они не проходят ежедневные медицинские осмотры, в том числе на алкогольное и наркотическое опьянение, не проверяется техническое состояние транспорта. Машины эксплуатируются практически круглосуточно, нет контроля за сезонной заменой резины и не контролируется время отдыха", – сказал Алькенев на круглом столе в сенате.
В результате в 2024 году с участием водителей такси произошло 113 ДТП, в которых погибли 42 человека и пострадал 201.
Между тем при наличии полномочий Министерство транспорта в течение пяти лет не проводит контроль в отношении перевозчиков, а также на протяжении двух лет не проверяется их соответствие квалификационным требованиям.
"Вместо государственного контроля уполномоченный орган планирует ввести саморегулирование. Соответствующие законопроекты уже продвигаются в мажилисе. При этом хочу отметить, что наши соседи в Кыргызстане буквально на днях законодательно ввели лицензирование перевозчиков такси. В России с 2023 года принят закон о такси. Также Беларусь, Азербайджан и США осуществляют контроль за перевозчиками такси, лицензируя эту деятельность. Коллеги, с автошколами мы прошли горький опыт самостоятельной деятельности. Сейчас приходится исправлять ошибки ценой жизни людей. Отказались от госконтроля, теперь надо снова вводить. Поэтому, учитывая накопившиеся проблемы, необходимо ужесточить требования к перевозчикам", – подчеркнул Алькенев.
Он предложил сделать обязательным осмотр такси не реже двух раз в год, наличие в авто предметов первой помощи и системы GPS для контроля скорости. Также, как отметил зампредседателя, необходимо контролировать отдых водителей.
В случае наличия грубых нарушений ПДД нужно приостанавливать действие разрешительных документов на перевозку, добавил Алькенев.
"Также предлагаем оцифровать реестр таксистов, и в случае злостных нарушений требовать законодательством исключать водителя из этого реестра, тем самым прекращая его деятельность. Передача этой сферы в саморегулирование не решит этих проблем и не обеспечит соблюдение озвученных требований", – заявил он.
Осенью 2024 года в мажилисе одобрили законопроект, который предполагает, что перевозчики должны будут вступить в саморегулируемые организации и платить взносы. Изменения затронут регулярные и нерегулярные автобусные, межобластные маршрутные перевозки и такси. Также требования по обязательному участию в саморегулируемой организации будут распространяться на автовокзалы, автостанции и пункты обслуживания пассажиров. По мнению многих специалистов отрасли, такие поправки могут сказаться на стоимости услуг.
Позже глава Минтранса Марат Карабаев уточнил, что вступать в саморегулируемые организации таксистов обяжут только юридических лиц.