В январе автомобилей в Казахстане продали мало. На 29% меньше, чем в январе 2014 года – почти как в России. Импортные машины чуть не выдавили казахстанские, оставив им долю в 12% рынка. Но продажи упали не у всех. Некоторые марки стали продаваться успешнее: цены-то упали! А в феврале, похоже, полстраны решило поменять старые машины на новые.

«Проехались сегодня с мужем по автосалонам. Я не знаю, какой такой кризис? В автосалонах не протолкнуться. Людей полно. Народ разношёрстный. Что называется, самый средний класс», – говорит знакомая.

– Если Fortuner собирают в Костанае, то почему его нет на дорогах?

Объявленные скидки на автомобили популярных моделей наверняка скажутся на продажах. Видимо, у казахстанских дилеров и продавцов дела в феврале были не такими уж плохими, но статистики за февраль пока нет. Недавние данные по рынку – за январь. Посмотрим?

– За январь 2015 года на официальном автомобильном рынке Казахстана продали 7774 новых автомобиля. Это на 40% меньше, чем в декабре и на 29%, чем в январе прошлого года, – комментирует президент Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Андрей Лаврентьев.

– Катастрофа? – Нет. Индикатором станут продажи в феврале-марте. Сейчас рынок в ожидании: в январе продажи падали.

В таких условиях компании, у которых на Казахстан приходится небольшая доля продаж, могут покинуть рынок, рассуждает один из консультантов авторынка. Но пока о прекращении продаж в Казахстане не слышно. Даже наоборот. Впервые в рейтинге, составленном по итогам торгов новых импортных автомобилей, четвёртое место со 118 продажами заняли США. Из США в Казахстан импортируют некоторые модели BMW, Ford, Honda, Mercedes-Benz и Toyota Highlander.

Хотя прогнозировать расширение продаж на рынке никто, даже производители, не берётся. «Прогнозы на 2015-й делать сложно. Как бренд, как один из производителей, рынок контролировать мы не можем», – объясняет президент компании, специализирующейся на продаже автомобилей Toyota Motor Kazakhstan, Эцуо Хашино.

По данным АКАБ, в январе в Казахстан была ввезена 6841 машина, это примерно 88% купленных новых автомобилей. Доля импортируемых автомобилей выросла. Это понятно: многие модели в Казахстане не собирают. К тому же в умах потребителей ещё жив стереотип, что собранный за рубежом автомобиль качественнее, чем аналог казахстанской сборки. Да и где они, автомобили казахстанской сборки?

В середине июня 2014 года Toyota запустила производство внедорожника Fortuner компанией ТОО «Сарыарка АвтоПром» на производственной площадке АО «АгромашХолдинг» в Костанае, – напомнил во вторник на гостевой лекции в Евразийском технологическом университете Эцуо Хашино.

– Сколько Fortuner ездит по Алматы – все арабские. Ни одного не видел костанайского. Сам давно «облизываюсь» на этот внедорожник и обращаю внимание на все в городе. Немудрено: «араб» в полной комплектации – $37000–38000, тогда как кустанайский – $45000. Почему японцы не пошли по пути турбодвижков – не понятно, но 2,7 литра и 160 лошадей маловато. Вот если бы 2,7 турбо и 200–230 лошадей, внутренности, как у Kamry, новой рестайлинговой, такую бы, не раздумывая, взял за $45000. А так, скорее всего, какой-нибудь Touareg в течение года-двух выйдет с турбо- и экономным движком. А там ВТО и ввозные ставки по минимуму, – планирует анонимный пользователь соцсетей.

Отчёт АКАБ подтверждает в целом разумность планов участника соцсетей. В январе было реализовано всего 437 внедорожников казахстанского производства – Hyundai Tucson, Toyota Fortuner и SsangYong, на 56% меньше, чем в январе 2014-го. – Неконкурентоспособны.

Лидерами падения продаж на рынке стали автомобили марки Kia – минус 28%. Chevrolet с результатом 288 автомобилей потерял 6,5% доли рынка. Nissan потерял 40% продаж, реализовав 202 машины против 500 в январе 2014-го.

Toyota не будет бесплатно раздавать машины направо и налево

Число новых автомобилей из Японии выросло на 35%, заняв долю в 5,7% рынка. Японские машины усилили позиции благодаря акциям салонов на популярные модели, – говорится в отчёте АКАБ.

Toyota нарастила в январе продажи на 42%, до 1181 машины. Отлично, особенно на фоне общего спада продаж. Но у бренда в Казахстане есть проблема: очень высокая, по сравнению с российской, цена. Впрочем, в России Toyota с сентября 2014-го по январь 2015-го подорожала на 22%.

Завод Toyota в Санкт-Петербурге, по словам производителя, выпускает и планирует продолжать выпускать автомобили для рынков России, Казахстана и Белоруссии. «В конце прошлого года мы начали поставки в Казахстан, была отгружена пробная партия – 200 Focus и EcoSport. Планов по этому году нет, всё будет зависеть от рынка», – говорит представитель.

Ссылаясь на слова главы Astana Group Нурлана Смагулова о том, что казахстанские автодилеры не могут снизить цены на машины (их ценовая политика согласуется с поставщиком и поэтому продажи в Казахстане упали, ведь многие закупаются в России), журналисты спросили у Эцуо Хашино:

– Почему Toyota не снизит цены для казахстанских дилеров?

– Мы не можем контролировать падение рубля. Мы всегда думаем, как сделать нашего клиента счастливым. Главное для нас – продажа высококачественной машины по правильной цене. Но это не значит, что мы будем бесплатно раздавать машины направо и налево. Мы не можем сказать: «Да, мы снизим цены или, наоборот, мы повысим их». Мы смотрим на конкретную ситуацию на рынке и стараемся установить правильную цену. Дилерские центры – это не наши филиалы, мы за них отвечать не можем. Всё будет контролироваться рынком. В 2014 году уровень продаж – 13334 был примерно одинаков с 2013-м, когда мы продали 13369 автомобилей. Падение было меньше среднего на рынке.

… Возможно, в феврале спад замедлится. Опасения девальвации, роста цен и траты покупателями сбережений на машины могут помочь рынку.