Во время встречи с отечественными предпринимателями президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что необходимо строго выдерживать баланс между интересами бизнеса и государства.

Для этого нужно предпринять следующие шаги, отметил он.

Первое

Требуются системные меры по снижению репрессивного характера деятельности контролирующих органов. Поступает множество сигналов о том, что необоснованное преследование, давление со стороны правоохранительных структур всё же сохраняется.

"За последние пять месяцев прокуроры защитили права около 100 тысяч предпринимателей – это почти столько же, сколько за весь 2021 год. Данные факты означают, что следственные органы настойчиво втягивают бизнес в орбиту уголовного преследования", – сказал глава государства.

Генеральной прокуратуре нужно обеспечить строжайший контроль за недопущением фактов незаконного проведения контрольно-надзорных и особенно следственных действий в отношении субъектов предпринимательства. Масштабной также является практика признания предпринимателей в качестве подозреваемых, тогда как на деле – это лишь имущественные споры, отметил он.

Глава государства заявил, что сегодня любое зарегистрированное заявление автоматически означает возбуждение уголовного дела.

"Это парализует деятельность предпринимателя, останавливает инвестиции, бросает тень на деловую репутацию. Причём досудебное расследование может растянуться на долгие годы. Это не случайность, а система, работающая на интересы нечистых на руку сотрудников правоохранительных органов. Таких примеров немало", – добавил Касым-Жомарт Токаев.

Правоохранительные органы должны направить усилия прежде всего на раскрытие фактов мошенничества, отмывание средств, незаконное обналичивание, строительство финансовых пирамид. Нужно решительно бороться с теневой экономикой, отметил он.

"Мы достаточно жёстко регламентировали деятельность гражданских проверяющих. Введены система управления рисками, проверочные листы, профилактический контроль. Почему это не делается в отношении правоохранительных органов?" – задал вопрос президент.


Читайте также:


Генеральной прокуратуре необходимо рассмотреть подобные дела, начиная с 2021 года, добавил глава государства. Кроме того, нужно на постоянной основе проводить анализ дел на предмет обоснованности уголовного преследования предпринимателей. Информацию вносить в Администрацию президента поручено ежеквартально.

"Конечно же, уголовные дела, рождённые в фантазиях сотрудников правоохранительных органов, должны быть прекращены Генеральной прокуратурой в срочном порядке. Важно определить меры повышения ответственности руководителей силовых структур, сотрудники которых дискредитируют политику государства по созданию благоприятных условий для бизнеса", – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

Он попросил Генеральную прокуратуру совместно с Верховным судом и правительством подготовить пакет конкретных поправок в законодательство. Администрации президента поручено взять этот вопрос на контроль.

Второе

Бизнес активно поднимает проблемы, связанные с системой государственного аудита, сказал президент. Результаты проверок госаудита в отношении госорганов-заказчиков часто становятся основанием для уголовного преследования предпринимателей-поставщиков. При этом система выстроена так, что предпринимателям невозможно ни обжаловать результаты госаудита, ни уйти от необоснованного уголовного преследования.

"Следует внедрить механизм, который не позволит начать уголовное дело, пока не будут исчерпаны все возможности обжалования итогов госаудита в гражданском порядке. В целом Генеральной прокуратуре совместно с Национальной палатой предпринимателей и бизнес-омбудсменом предстоит в срочном порядке разработать механизмы разграничения сфер уголовной и гражданско-правовой ответственности. Важнейшая задача – обеспечить приоритетное урегулирование коммерческих споров именно в гражданско-правовом порядке", – поручил он.

Третье

Необходимо выстроить более эффективную систему выявления и реагирования на вышеуказанные факторы давления на бизнес, считает президент.

"Верховному суду следует периодически делать обзор уголовных дел в отношении предпринимателей. Предстоит наладить учёт, систематизацию, анализ и выработку рекомендаций. При необходимости рекомендации должны оперативно оформляться в нормативно-правовые акты. К этой работе надо активно привлекать бизнес-сообщество. Система сдержек и противовесов плюс общественный контроль – вот формула успеха в этой реформе", – сказал глава государства.

Каждый выявленный факт рейдерства или необоснованного давления со стороны правоохранительных органов должен быть на личном контроле генерального прокурора. Подобные дела требуется доводить до конца, заявил президент.

Четвёртое 

Не менее важный приоритет – обеспечение открытого и справедливого правосудия, считает Касым-Жомарт Токаев.

"Первый вопрос – кадровый, поскольку без совершенствования принципов отбора судей все усилия в этом направлении по умолчанию будут малоэффективными. Сейчас в судебной системе работает более 2000 судей. С начала года судьями стали около 50 юристов-практиков не из судебной системы, пришедших из других сфер. Прогресс есть, но он недостаточен. Необходимо серьёзно ускориться", – сказал он.

Второй важный аспект – принципы правосудия. Гарантия судебной защиты частной собственности и интересов является базовым условием для развития экономики и привлечения инвестиций, то есть обеспечения общего прогресса страны.

В Казахстане признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность – это положение закреплено в Конституции. Однако зачастую на практике в приоритете защита интересов отдельных государственных органов, которые иногда ошибочно понимают как интересы государства. С внедрением административной юстиции мы смогли переломить данную тенденцию, но работы ещё много.

"При отправлении правосудия не может быть иных принципов, кроме справедливости и беспристрастности. Необходимость реформирования судебной системы назрела. Мы слышим эти призывы от иностранных инвесторов, наших предпринимателей и сограждан. Поэтому в ближайшее время мною будут объявлены конкретные масштабные меры в данном направлении", – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Пятое

Помимо шагов по усилению механизмов защиты бизнеса особое внимание нужно уделить формированию привлекательного инвестиционного климата. В условиях глобальной турбулентности и неопределённости, усиления внешних и внутренних вызовов, как правило, роль государства усиливается. Однако стратегической целью всегда будет создание сильного и ответственного частного бизнеса, сказал Касым-Жомарт Токаев.

"Для построения сильной и устойчивой рыночной экономики необходима системная работа по выявлению и устранению факторов неравной конкуренции. Риски её возникновения кроются в неэффективных процедурах предоставления мер государственной поддержки, их выборочности. Это касается налоговых льгот, выделения земельных участков, госзакупок и административного регулирования в целом", – отметил глава государства.

К примеру, сейчас для МСБ практически единственным способом получения доступа к земле является реализация инвестиционных проектов с обязательным участием социально-предпринимательских корпораций. Другими словами, вместе с базовым фактором производства предпринимателю навязывается государственное участие.

"Бизнес жалуется на отсутствие возможности получить участки на общих основаниях. Предполагалось, что системным решением этой проблемы станет создание прозрачной карты земельных ресурсов. Но работа в этом направлении ведётся очень медленно. Действующий электронный ресурс неудобен для пользователей, остается открытым вопрос актуальности данных, нет интеграции с другими системами. Правительству нужно взять этот вопрос под особый контроль", – сказал он.


Читайте также:


Эффективная реализация проекта позволит оперативно перейти к следующему шагу – внедрению автоматизированного механизма подачи и рассмотрения заявки на получение земель. Такую систему необходимо запустить до конца года.

Отдельного внимания требует вопрос применения ценовых ограничений на конкурентных рынках, сказал Касым-Жомарт Токаев. Ценовые ограничения начали активно применять на продовольственных, лекарственных и прочих рынках розничной торговли. Возможно, это необходимо именно сейчас, на критическом этапе нашего развития. Но Правительству нужно думать о применении рыночных механизмов регулирования цен. Обобщенно говоря, нужно в ускоренном темпе усиливать конкуренцию во всех отраслях.

Ложное ощущение контроля может привести к тотальному дефициту и падению качества товаров. Нужен баланс. Избыточное ценовое регулирование конкурентных товарных рынков лишает страну частных вложений. Как следствие, государство вынуждено инвестировать в такие отрасли, тем самым увеличивая своё присутствие в бизнесе в лице непрозрачных, неповоротливых операторов. Следует быть предельно внимательными и не отходить от базовых принципов рыночной экономики. Это касается как товарных рынков, так и тарифов на услуги естественных монополий.

"Говоря об инвестиционном климате, хотел бы подчеркнуть, что даже в таких непростых условиях мы приложим все усилия, чтобы сохранить и нарастить объёмы инвестиций из Евросоюза, США, Китая, других стран, обладающих не только финансовыми, но и широкими технологическими компетенциями. Всё более значимыми торгово-инвестиционными партнёрами становятся братская Турция и страны Центральной Азии. Нужно выйти из текущего кризиса без потерь, сохранив налаженные связи и цепочки. Эту работу следует активизировать, но, конечно, с учётом санкционного контекста", – заявил он.

Шестое 

От предпринимателей справедливо звучат упреки касательно постоянных изменений и непредсказуемости государственной политики, отметил глава государства.

"На прошлой встрече я поручил разработать Новую экономическую политику. Не могу сказать, что эта работа проходит успешно. Наблюдается дефицит мыслей и идей. Это касается и антикризисных мер. Я поручил создать рабочую группу при правительстве с приглашением предпринимателей и экономистов, проявляющих повышенную активность в блогосфере и высказывающих различные критические замечания. Но этих людей надолго не хватило, с идеями и конкретными предложениями, как мне доложили, тоже напряжёнка", – сказал он.

Тем не менее глава государства поручил правительству и Администрации президента подготовить доктринальный документ, включающий в себя основные компоненты всех экономических политик: макро-, налоговой, бюджетной, денежно-кредитной и так далее. Он напомнил, что на заседании Высшего совета по реформам дал указания по его совершенствованию. Эту работу следует провести с конструктивным участием бизнеса, потому что только таким образом получится выработать действительно нужные и эффективные реформы, уточнил президент.

"Обращаюсь ко всем присутствующим: лозунг "Жаңа Қазақстанды бірге құрамыз" – не пустые слова. Участие предпринимателей, представителей реального сектора экономики в этом деле критически важно. Отдельного внимания требуют налоговая политика и администрирование. В этой сфере сегодня наблюдается определённый дисбаланс. Например, некоторые крупные компании в рамках действующих режимов ухитряются платить налоги на уровне малых предприятий. Освобождение доходов целых групп бизнеса или видов деятельности вместо точечных стимулирующих мер становится инструментом для манипуляций", – добавил Касым-Жомарт Токаев.

Необходимо подумать над исправлением таких перекосов, которые не просто приводят к потерям бюджета, а способствуют расслоению в обществе, снижают справедливость распределения национального благосостояния. После того как государство и бизнес придут к консенсусу, нужно стабилизировать налоговое законодательство и прекратить практику спорадических изменений.

"Поручаю правительству совместно с бизнес-сообществом разработать долгосрочную концепцию налоговой политики. В документе должны быть раскрыты основные подходы к налогообложению в стране. Налоговая политика в основных её параметрах должна быть стабильна", – считает глава государства.

Отдельное внимание следует уделить упрощению процессов уплаты налогов, их администрированию с исключением человеческого фактора за счёт или путём цифровизации, сказал он. Эту работу нужно проводить вдумчиво, исходя из сегодняшних и будущих реалий и общегосударственных задач.

"К началу следующего года ожидаю взвешенных предложений от правительства", – поручил он.

Седьмое 

Формирование привлекательного бизнес-климата включает в себя не только изменение законов и предоставление государственных субсидий. Определяющую роль здесь играет эффективность реализации всех принятых решений и процедур на региональном, локальном уровне, сказал он.

"Я обращаюсь к присутствующим здесь акимам. Вы должны взять на карандаш и принять во внимание все высказанные замечания. Здесь присутствует лишь небольшая часть бизнес-сообщества. В основном они представлены в областях и поэтому давайте вместе работать над текущими задачами, которые требуют неотложного решения", – добавил Касым-Жомарт Токаев.

Работа акимов в значительной степени будет оцениваться по параметрам привлекательности бизнеса в тех или иных областях, заключил он.