Превратить Алматы в Мельбурн намерен датский архитектор
Датский архитектор и консультант по городскому дизайну Ян Гейл порекомендовал Алматы в развитии архитектуры города последовать примеру Мельбурна в Австралии."Я бы рекомендовал Алматы последовать примеру Мельбурна. Но сделать это своим характерным путем. В действительности Алматы должен стать центром мечтаний людей, вдохновения людей. Более того, поскольку крупных городов в округе не так много, именно в Алматы должны предоставляться услуги, должны быть организованные общественные пространства и места для людей, куда все они будут стекаться. Это бьющееся сердце региона, куда все люди стремятся и так. Но мы должны сделать этот процесс действительно приятным для людей. На это необходимо нам ориентироваться и к этому стремиться", – сказал Ян Гейл в ходе встречи с акимом Алматы Бауыржаном Байбеком в Алматы.
Как рассказывает Гейл, Мельбурн – это совершенно обычный город, который также застраивался офисными зданиями, много людей стекалось сюда для того, чтобы работать. Администрации мегаполиса удалось сделать город благоприятным для жизни людей.
"Однако Мельбурну удалось провести вот это переворот и сознания и планирования городского, для того чтобы сделать его благоприятным для жизни людей. Они поменяли центр своего города и не только центр. Создав там для пешей ходьбы привлекательные места, для приятного времяпрепровождения людей. И в действительности там стало как в Париже, но там сейчас лучше чем в Париже. Если вы не знаете, что делать со своей жизнью – переезжайте в Мельбурн", – говорит Гейл.
Ян Гейл считает, что центры городов необходимо делать пригодными для жизни людей.
"А также по всему прослеживается тенденция, что центры городов улучшаются для проживания людей, и поскольку люди из регионов стекаются в города, их необходимо размещать и делать более пригодными для жизни центры городов, чтобы было меньше транспорта, чтобы была больше плотность населения и чтобы люди передвигались именно в ограниченных размерами кварталах. Мы разработали ряд документов, в которых изложили те планы, которые рекомендуем для Алматы", – отметил Гейл.
В завершении своей речи датский архитектор пригласил Бауыржана Байбека на экскурсию в Копенгаген.
"Я бы с удовольствием хотел бы Вас пригласить на ознакомительную поездку в Копенгаген. Если вы заранее уведомите меня, я смогу организовать встречи с администрацией города, архитекторами, чтобы вам всё показали. Такую поездку можно запланировать на 2-3 дня. Только, пожалуйста, не приезжайте посреди зимы, приезжайте в мае или апреле", – добавил Гейл.
Сам Бауыржан Байбек не ответил архитектору на его предложение. Но отметил, что рекомендации Гейла не утверждены никаким отдельным документом.
"Те рекомендации, которые вы дали, пока не утверждены никаким отдельным документом. Я думаю, после этой трёхдневной встречи мы будем думать, как эти рекомендации, после того как мы обсудим, поймём (как эти рекомендации применить. – Авт.), что нужно делать. Здесь у вас прописано поэтапно, что можно сделать быстро, что можно сделать в среднесрочный, долгосрочный периоды. Я думаю, что здесь соответствующая роль горожан и руководства есть, программа соответствующая есть, финансирование тоже есть. Мы планируем сейчас, как это нужно утвердить в качестве руководящего документа", – сказал Байбек.
Байбек добавил, что всё, что в Алматы делали в прошлом году по рекомендации Яна Гейла, сделано формально. Также, по словам градоначальника, в мегаполисе будет внедряться опыт Москвы по улучшению ситуации с парковками.
"Мы видели, что в прошлом году выделялись деньги и многие вещи были сделаны не до конца. Формально вроде бы соответствовало, а по содержанию – нет. Важно, чтобы каждый, кто участвует в реализации данной программы, понимал, для чего он это делает, зачем это нужно реализовывать. Мы в течение трёх дней еще не раз с вами встретимся. Я уверен, что вы своими знаниями и энергетикой сумеете вдохновить всех тех, кто участвует в этом процессе. Хочу сказать, мы внимательно изучаем опыт Москвы, что касается парковок. Мы уже пригласили специалистов оттуда. Ментальность похожая, поэтому многие вещи, которые там уже реализованы, мы тоже хотим сделать. Я думаю, у нас получится", – добавил Байбек.
Напомним, Ян Гейл будет в Алматы до 13 января. Он приехал по приглашению властей города. Датский архитектор намерен встретиться с градостроительным советом, частными компаниями, студентами, представителями НПО и меценатами.
Кардинально изменить облик Алматы Яну Гейлу предложил экс-аким южной столицы Ахметжан Есимов в марте 2015 года. Тогда Ян Гейл вдоль и поперёк прошёл центр Алматы, изучил наиболее характерные улицы, площади и парки, а затем разработал ключевые рекомендации, как сделать мегаполис комфортным для всех алматинцев и туристов.
"Наш город на господина Гейла произвёл очень хорошее впечатление, – рассказывал тогда Ахметжан Есимов. – Мы сошлись во мнении, что есть много аспектов, которые можно развить, сохраняя и подчёркивая уникальность Алматы. И все они ложатся в его концепцию "Город для людей, а не для машин". В ближайшее время мы представим всем алматинцам результаты нашей совместной работы, причём не только для ознакомления, но и для конструктивного обсуждения и внесения собственных предложений".
Ян Гейл известен как крупнейший исследователь городского общественного пространства, психологических аспектов использования этого пространства людьми, оптимального решения средствами архитектуры и градостроительства типичных проблем этой сферы. Выступал как консультант городских администраций в разных странах мира, его идеи были использованы сначала в его родном Копенгагене, а затем в разных городах Европы, Северной Америки, Азии и Австралии. Является основателем фирмы Gehl Architects. Основное направление деятельности Гейла – улучшение качества жизни в городах путём переориентации городского дизайна на пешеходов и велосипедистов.
Ян Гейл изучил особенности Алматы и разработал ключевые рекомендации, как сделать мегаполис комфортным для всех алматинцев и туристов. Так, в восьми районах города в 2015 году начата реализация пилотного проекта по созданию пешеходных зон, мест отдыха, спортивных и детских площадок в рамках концепции Гейла. Также была значительно расширена городская сеть велодорожек.