Предприниматели требуют лишить "Казахтелеком" монополии на маркировку
Бизнесмены перечислили проблемы, которые возникают у них при нанесении кодов для идентификации товаров.Казахстанские предприниматели испытывают трудности с маркировкой своих товаров, сообщает Inbusiness.kz. Бизнесмены обсудили эту проблему в ходе круглого стола "Вопросы развития телекоммуникационной отрасли".
Как известно, "Казахтелеком" выполняет роль единого оператора по маркировке товаров. Однако представители бизнеса утверждают, что национальная компания не выполняет своих прямых обязанностей.
"В законе обязанность ведения национального каталога товаров возложена на единого оператора, но фактически этот каталог ведётся предпринимателями собственноручно: они заводят карточки, вбивают свыше 20 характеристик товара. Для того, чтобы открыть карточку и завести товар в ценовом каталоге, предпринимателю надо нанять бухгалтера, ИТ-специалиста, товароведа, человека, который знает стандарты международной торговли. У бизнеса возникают издержки по его ведению", – сообщила директор ТОО Victory Zone Раушан Сабденова.
В связи с этим Раушан Сабденова предложила упростить для казахстанских бизнесменов процесс нанесения кодов идентификации товаров на упаковку. Также она заявила, что "Казахтелеком" необходимо демонополизировать, в том числе из-за влияния санкций на товарооборот.
"Чтобы наши предприниматели не столкнулись с рисками, связанными с санкциями, мы должны демонополизировать работу единого оператора. Так как темпы реализации маркировки товаров не отвечают вызовам времени. На нашем рынке должны осуществлять работу несколько операторов, которые будут обеспечивать прослеживаемость товаров", – сказала Раушан Сабденова.
Другой бизнесмен, Андрей Свининых из Костаная, сообщил, что единый оператор изначально должен был взимать с предпринимателя 3 тенге в качестве тарифа за нанесение цифровой маркировки на одну пару обуви. На практике сумма выходит совсем иная.
"По факту на эти 3 тенге накладываются расходы на оборудование, логистику, введение справочника и так далее. Сейчас эти 3 тенге вырастают до 3 тысяч тенге, когда речь идёт об обуви, импортированной из-за рубежа", – сказал Андрей Свининых.
Предприниматели объяснили, что на деле функции единого оператора выполняет дочерняя компания АО "Казахтелеком" – ТОО "Центр развития цифровой экономики". Но в финансовой отчётности этой компании указано, что вся выручка предприятия в размере 1,1 млрд тенге от услуг по маркировке товаров пришлась на материнскую структуру.
"Реализация данной системы производится в противоречие действующему законодательству. С 1 июля вступили поправки в Предпринимательский кодекс, где предусмотрен запрет на переуступку прав, связанных со специальным правом субъекта рынка", – подчеркнула Раушан Сабденова.
Читайте также:
- В Казахстане из-за новой маркировки может подорожать обувь
- "Убивают бизнес". Владельцы придомовых магазинов выступают против маркировки товаров