Правительство вносит изменения в 100 законов ради выгоды предпринимателей
Спикер Мажилиса недоволен тем, что "Атамекен" не предложил поправок, позволяющих ставить бизнес в невыгодные условия при производстве некачественных товаров.Количество проверок бизнеса снизилось до 81 тысячи в 2017 году, рассказал в Мажилисе заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен" Рустам Журсунов.
При этом независимо от количества проверок ежегодно госорганы фиксируют в среднем 8-8,5 тысячи чрезвычайных происшествий, в том числе пищевых отравлений.
"По законопроекту сохраняется особый порядок обеспечения безопасности по линии СЭЗ. В прошлом году 15 тысяч проверок проводили, то есть приоритет безопасности жизни и здоровья есть. Мы со своей стороны уделяем внимание возможности саморегулирования, повышению качества", – сказал Рустам Журсунов на пленарном заседании Мажилиса.
Спикер Палаты Нурлан Нигмутулин поинтересовался, как в зарубежных странах достигается минимум проверок при высоком качестве товаров и услуг.
"Это система управления рисками", – ответил Журсунов.
"Расшифруйте для простого человека, чтобы понятно было", – потребовал Нигматулин.
"Необходимо посмотреть в динамике, по годам, соблюдаются ли те или иные стандарты. Находится ли тот или иной предприниматель в зоне риска. И соответственно, контрольные органы идут точечно", – пояснил Журсунов.
"Самому себе понравился, заговорился. Элементарные вещи должны быть. Не надо ничего выдумывать, может, министр национальной экономики Тимур Сулейменов и прав, что надо сокращать, чтобы не ходили, не наступали друг другу на ноги при проверках. Но вы посмотрите, что делают в передовых странах с развитой экономикой. Действительно нет проверок, и там есть, наверное, функционал, как у нашего "Атамекена", ходить и везде бить себя в грудь: "Мы защищаем бизнес". Но при этом законодательно сделано таким образом, что бизнесменам невыгодно выпускать некачественный товар, и если один раз его в этом уличат, он просто разорится. Когда "Атамекен" внесёт такие предложения? Рассказываете про 15 тысяч проверок, пугаете: давно уже нет по 15 тысяч проверок. Понимаете, Рустам, пора уже вам подтягиваться к современному уровню", – предложил Нигматулин.
Он заявил, что поддерживает стремление Правительства по сокращению контроля предпринимателей.
"Но, как говорят в народе, чтобы вместе с водой ребёнка не выплеснули. Вот в чём сегодня ваша роль должна быть. Согласен?" – спросил спикер.
"Абсолютно", – заверил Журсунов.
"Ну тогда подключайтесь к работе", – резюмировал Нигматулин.
Министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов представил проект закона по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности.
Законопроект разработан по следующим направлениям:
- реформирование государственной контрольно-надзорной деятельности;
- регулирование информационных инструментов;
- реформирование обязательных услуг, оказываемых субъектами естественных монополий и квазигоссектором;
- совершенствование анализа регуляторного воздействия;
- фронтальное снижение издержек бизнеса;
- выявление и исключение норм, препятствующих конкуренции;
- совершенствование механизма выявления и пресечения ценовых и тарифных сговоров;
- улучшение позиции Казахстана в рейтинге Doing Business.
Всего законопроект предполагает внесение изменений около 1000 поправок в 13 кодексов и 100 законов.
"Предлагается законодательно исключить 25 сфер контроля из 114 и 3 сферы надзора из 18 в связи с дублированием и отсутствием эффективности, исключить дублирующие и несвязанные с рисками угрозы безопасности государству и потребителю 117 из 544 контрольных и надзорных функций госорганов с пересмотром и оптимизацией их штатной численности", – сообщил министр.
Также законопроект предусматривает исключение статьи и компетенции уполномоченных органов на возбуждение административных дел по 39 статьям Кодекса об административных правонарушениях.
От действующей системы проверок новая отличается тем, что больше уделено внимания профилактике и предупреждению правонарушений, без возбуждения административного производства.
Также разработчики предложили сократить сроки проведения проверок по особому порядку и профконтроля с посещением субъекта (объекта) – с 30 до 15 рабочих дней, внеплановые проверки – с 30 до 10 рабочих дней.
Кроме того, ограничены возможности неоднократного продления срока проверок. Ранее их можно было продлевать, приостанавливать и возобновлять.