О различных аспектах создания "Рэкетира 2" вы можете узнать из интервью Сатаева, поэтому сейчас поговорим непосредственно о кино.

Десять лет прошло с убийства Руслана и покушения на Саяна, после которого тот, как нетрудно догадаться по наличию самой второй части, чудесным образом выжил. Братишка Руслана Була живет в Караганде, где ради не самых грандиозных денег совершает вооружённые нападения, за что может получить неадекватные вознаграждению сроки. Периодически авторитетного парня посещают мысли о мести, но он толком не понимает, с кого именно и в каком объёме спрашивать. Дозированно Буле сливает информацию его наниматель Маке, и наконец, по окончании последнего дела он даёт своему подопечному полный расклад. Була собирается с мыслями и деньгами и в сопровождении двух друзей-коллег по криминальному бизнесу, Тучи и Сани, отправляется в Алматы, где живёт припеваючи подлец Жан вместе со своей красавицей дочерью Альбиной, подозревающей о тёмных делишках своего отца, но не представляющей их масштаба.

"Рэкетир 2" - это классический фильм Сатаева: с более-менее ясной, но не без провисов историей, снятый на хорошем уровне, с оформленным финалом и законченной мыслью.

Я бы не сказал, что продолжение в чём-то уступает оригиналу, вопрос в другом. В 2007 году зритель ничего не ждал от дебюта Сатаева – известный только по рекламным работам режиссёр, фильм с названием из 90-х – в итоге... Реальность оказалась лучше ожиданий. Сейчас от Сатаева, конечно, ждут многого, а "Рэкетир" остался прежним – в чём-то лучше, в чём-то хуже оригинала, но общий уровень тот же.

Да, в продолжение вложено больше денег, "Рэкетир" стал респектабельнее и лощёнее – это видно хотя бы по расширившейся географии повествования (теперь действие происходит не только в Алматы, но и в Астане, Караганде и Шымкенте) и соответствующему антуражу в виде "Роллс-Ройсов" и частных самолётов (в 2007-м в роли машины героев снимался личный автомобиль Сатаева). Но расширенный бюджет частной картины обернулся обилием рекламы: "Рэкетир 2", безусловно, самый "продактплейсментнутый" казахстанский фильм. Зато мы уверены, что современные бандиты не голодают – они постоянно потребляют спонсорский фастфуд и спонсорское питье в таких количествах, что к финалу должны были не пролазить в двери своих BMW, если бы… Впрочем, это будет уже спойлер. Количество посещённых героями ресторанов также не поддаётся исчислению, причём сохранена интрига: кафе «Авразия» где-то на трассе между Алматы и Шымкентом тоже поучаствовало в спонсорском пакете или ему просто повезло оказаться на дороге у съёмочной группы?..

К счастью, продакт-плейсмент, за одним исключением, не разговорный, а визуальный, тем не менее, жаль, что он вмешивается в развитие сюжета, нарушая настроение фильма. Например, в середине картины вся троица – Була, Туча, Саня – дабы подготовиться к свиданию с Альбиной, отправляется шопиться по бутикам Алматы в лучших традициях западных романтических комедий. Что, в общем-то, для самого "Рэкетира 2" не имеет никакого значения, зато вкупе с проявляющимся то там то тут мелодраматическим уклоном сбивает фильм с ритма, тем более что диалоги никогда не были сильной стороной отечественного кинематографа.

К счастью, в "Рэкетире 2" есть внятные и симпатичные главные герои – Була и Альбина в исполнении Дастена Шакирова и Аружан Джазильбековой. Була унаследовал от Руслана харизму и обаяние, что, возможно, вызовет новые упрёки в идеализации криминала, с другой стороны, положительным героем его также не назовёшь.

На втором плане очень хороши Аян Отепберген (Туча) и Фархат Абдраимов (Маке), но лучший и наиболее цельный персонаж "Рэкетира 2" - Касым, начальник охраны Жана. Азамат Сатыбалды и в ленте "Осторожно, корова!" играл обаятельного мерзавца, но здесь у него роль объёмнее да и разбежаться есть где. И очень жаль, что у Булы с Касымом фактически нет ни одной совместной сцены, как нет в фильме и ни одной равнозначной актёрской дуэли.

Зато, как обычно, хороши у Сатаева финалы: здесь их целых три - два ложных и один настоящий, который хоть и является заходом на "Рэкетира 3", тем не менее вполне самостоятелен.

Есть и ещё одна характерная примета фильмов Сатаева – обращение к богу. Во всех фильмах Акана это едва ли не краеугольная составляющая истории и морали. В уже упомянутом выше интервью об идее "Рэкетира 2" Сатаев говорит следующее: "Мы хотим показать разницу между местью и возмездием. Люди, которые… скажем так, прилично грешат, они должны получить своё так или иначе… И неважно, как они получат возмездие". В "Рэкетире 2" разговор о боге заводится лишь однажды – между Альбиной и Булой, но как-то скомканно и впопыхах, а в итоге роль вершителя справедливости от безысходности берёт на себя другой персонаж. В концовке "Рэкетира" Саян вынимал пистолет изо рта Жана, считая, что тому воздастся... Сейчас подобному развитию событий места нет. И это уже что-то новое в творчестве Сатаева.