В 2018 году во всех трёх районах Астаны будут запущены платные парковки. Пока за парковку приходится платить только на бульваре Нуржол в Есильском районе. Однако эту зону будут расширять в первую очередь. О том, где именно будут располагаться платные парковочные зоны и как правильно оплатить стоянку на парковке, рассказал заместитель директора ТОО "Парковочное пространство Астаны" Нурлан Куанышев.

"Наш проект мы начали давно, 15 января 2018 года запустили демонстрационную зону на бульваре "Нуржол" и примерно в марте или к концу марта начнём расширяться. Мы пойдём на правый берег", – отметил он.

Однако в первую очередь платными станут участки по периметру улиц Мангилик Ел, Сарайшык, Сыганак и Кабанбай батыра.


Планируемая зона платной парковки в районе Есиль / informburo.kz

Следующая зона платных парковок будет располагаться уже на правом берегу в районе старого города по улицам Сарыарка, Богенбай батыра, Валиханова, Бараева и проспекту Респбулики.


Планируемая зона платных парковок в районе Сарыарка / informburo.kz

Ещё несколько участков будут находиться на улицах Манаса, Пушкина, Кажымукана Мунайтпасова, Жумабаева, Момышулы и по проспекту Абылайхана.


Планируемая зона платных парковок в районе Алматы / informburo.kz

На этих участках, согласно ПДД, установят знаки платной парковки. По словам Нурлана Куанышева, автолюбители могут смело не оплачивать стоянку, если такой знак не установлен.

"В соответствии с правилами дорожного движения, если стоит знак "платная парковка", вы должны платить. Если знака нет, то нет. Пока знак мы не поставили перед ЖК "Нурсая" по улице Туркестан и ещё в двух местах на бульваре Нуржол, поэтому парковка там условно бесплатная. Знак будет установлен в ближайшее время, и тогда уже за уклонение от уплаты будут наложены штрафы", – сказал он.

Оплатить парковку в Астане можно несколькими способами: через паркомат, мобильное приложение, сайт и СМС.

Как отметил Нурлан Куанышев, каждая система имеет свои особенности и находит своего пользователя среди жителей Астаны.

"Основной способ оплаты – это паркомат, который принимает монеты 50-100 тенге и карточки. У паркомата есть один минус: он взимает оплату по часам, то есть платить надо сразу за час, и если ты простоял меньше, сумма не уменьшается. Кроме того, паркоматы работают по системе предоплаты. Это значит, что, как только ты припарковался в платной зоне, нужно зафиксировать своё присутствие небольшой суммой, а после окончания стоянки доплатить уже за фактическое время", – объяснил он.

Один из самых удобных способов оплаты – посредством SMS.

"Это так называемая мобильная коммерция, когда деньги списываются с баланса мобильного телефона. Эта система работает гораздо лучше. Вы можете заплатить за час, но если вы простояли меньше, то вы можете остановить парковочную сессию, и тогда деньги, которые вы не использовали, падают на ваш парковочный счёт, и в будущем вы можете использовать их для оплаты следующей парковочной сессии", – отметил замдиректора парковочного пространства Астаны.

Он добавил, что этой услугой могут пользоваться только абоненты Activ и Beeline, так как не все операторы сотовой связи могут работать с мобильной коммерцией.

"Допустим, Kcell предоставляет услуги мобильной коммерции пользователям своего бренда Activ. Сама сеть Kcell, которая является корпоративной связью, не может обслуживать их, так как в корпоративной связи мобильная коммерция запрещена. Это сделано, чтобы сотрудники не оплачивали за счёт организации мелкие вещи, и это совершенно логично. Тele2 и Altel в принципе не могут предоставлять услуги мобильной коммерции, у них это связано с отсутствием оборудования или программного обеспечения. Они собираются это вводить, но это будет где-то через год, полтора", – пояснил Нурлан Куанышев.

Также у "Парковочного пространства Астаны" есть сайт и мобильное приложение, зарегистрировавшись на котором, можно оплачивать парковку через компьютер или смартфон.

"На сайте и в приложении вы можете провести постоплату: если вы припарковались и не успели заплатить, то оплату можно внести до 23:59 в тот же день", – добавил он.

Стоимость часа стоянки на платной парковке составляет 100 тенге. Льготные категории граждан освобождаются от оплаты стоянки в платных парковочных зонах. В число таких граждан входят:

  • граждане, уволенные с воинской службы или призывавшиеся на военные сборы, исполнявшие демократический долг в Афганистане и других странах, где велись боевые действия;
  • лица, пострадавшие вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • многодетные матери, награждённые подвесками "Алтын алка", "Кумис алка" или получившие ранее ордена "Мате-героиня", "Материнская слава";
  • ветераны ВОВ, военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и учреждениях, входивших в состав действующей армии, ветераны боевых действий;
  • лица, награждённые орденами "Алтын Кыран" и "Халык кахарманы";
  • инвалиды с детства и инвалиды I и II групп инвалидности.

Замдиректора ТОО ППА отметил, что льготные категории могут зарегистрироваться в офисе компании. На сегодняшний день уже зарегистрировались более 30 льготников.

"Программа по платным парковкам – это часть большой программы акимата по разгрузке города. В эту программу входит оплата в автобусах, увеличение количества автобусов, велодорожки и масса других программ. Всё это делается для того, чтобы разгрузить центр, а когда человек на 8 часов оставляет машину, он никак не помогает разгрузить его. Сама парковка небольшая, а людей работает в здании сотни. Людям которые заехали по делам на несколько минут, негде остановиться. Зачастую в здании, где находятся учреждения, есть внутренний паркинг, и они сейчас практически во всех зданиях пустые. Лучше было бы сотрудников сажать во внутренние паркинги, а внешние паркинги оставить для клиентов тех же самых компаний", – заключил он.