Песня, звучащая сквозь века
Выставка «Астана ЭКСПО-2017» и связь поколений – этой теме посвящена серия роликов, вышедшая недавно в эфир республиканских телеканалов. Лучшие казахстанские исполнители Майра Мухамедкызы, Айман Мусаходжаева, Булат Тыныбеков, Зара Есенаман, группы «Ринго», «Нур-Мукасан» и другие поют в них песню «Балхадиша» – ту самую песню, с которой почти 100 лет назад на выставке в Париже прославился казах Амре Кашаубаев. Звучит и голос самого певца. Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан, кавалер ордена «Курмет» Жаркын ШАКАРИМ рассказывает о жизни, парижском успехе и трагедии Амре.Выставка «Астана ЭКСПО-2017» и связь поколений – этой теме посвящена серия роликов, вышедшая недавно в эфир республиканских телеканалов. Лучшие казахстанские исполнители Майра Мухамедкызы, Айман Мусаходжаева, Булат Тыныбеков, Зара Есенаман, группы «Ринго», «Нур-Мукасан» и другие поют в них песню «Балхадиша» – ту самую песню, с которой почти 100 лет назад на выставке в Париже прославился казах Амре Кашаубаев. Звучит и голос самого певца. Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан, кавалер ордена «Курмет» Жаркын ШАКАРИМ рассказывает о жизни, парижском успехе и трагедии Амре.
– В 1925 году для участия во Всемирной выставке ЭКСПО в Париже вызывали в Москву самых именитых певцов, кюйши и танцоров изо всех республик Советского Союза. Сам Сталин дал идеологам наказ, как сказали бы сейчас, поднять имидж СССР за рубежом. Организация выставки декоративного искусства была возложена на комиссара просвещения РСФСР А. В. Луначарского. В июне 1925 года в Семипалатинскую губернскую учебную часть пришла телеграмма за подписью Луначарского: «Просим срочно разузнать и сообщить, согласен ли проживающий по адресу: город Семипалатинск, улица Восточная, квартал № 78 Амре Кашаубаев на участие в этнографическом концерте Всемирной выставки в Париже. Народный комиссар просвещения РСФСР Луначарский».
Сначала семипалатинские чиновники не отпустили Амре: дескать, кто он такой, чтобы «по Парижам» кататься? Поэтому телеграмма была оставлена без ответа, но следом за ней пришла вторая депеша. В ней просили срочно ответить на предыдущую телеграмму, подчёркивая государственное значение предстоящего концерта в Париже. На этот раз согласие было получено, и в середине июня 1925 года Амре отправляется в путь. В это время в Москве подготовка к участию во Всемирной выставке в Париже шла полным ходом. В делегацию входили украинка О. Федоровская, узбекская танцовщица Тамара-ханум, певцы Кари Якубов, Шевкет Мамедова из Азербайджана, башкирский кураист Жумабай Есенбаев. Кстати, автором сценария парижского концерта был Владимир Маяковский. И именно благодаря выставке между Маяковским и Амре Кашаубаевым завязалась дружба.
– Сколько концертов дал Амре? Где они проходили?
– Первый концерт Амре состоялся 20 июля на выставке декоративного искусства, а всего в Париже артисты дали 11 концертов. Амре спел песни «Бесқарагер», «Балқадиша», «Смет», «Дударай», «Ағаш аяқ», «Жалғыз арша», «Үш дос», «Қараторғай», «Қызыл бидай».
– Из Казахстана был только Амре?
– Да. Находившийся в то время в Париже Мустафа Шокай был очень обрадован приездом советской делегации. Ведь он был противником советской власти, но не народа. Мустафа всё время находился рядом с делегацией, помогал чем мог. Однажды пригласил членов советской делегации в ресторан, но пришёл только Амре. Позднее Шокай подарил ему на память о выставке и этой встрече хороший дорогой костюм. Кто мог знать, чем обернётся его внимание для Кашаубаева дома…
– Есть ли новые сведения о жизни Амре?
– После поездки в Париж в жизни Амре Кашаубаева была ещё одна выставка, уже в Германии, в 1927 году. Но сразу же после Парижа в его жизни начались приводы в КГБ и бесконечные допросы. Простодушный и далёкий от политики Амре рассказывал о встречах с Мустафой Шокаем всё как на духу. Эти преследования, допросы и издевательства, продолжавшиеся восемь лет, в конце концов подорвали здоровье Амре. Выдающийся сын казахского народа, певец с уникальным голосом, кумир тысяч казахов Амре Кашаубаев умер в ночь с 5-го на 6-е ноября 1934 года на 47 году жизни прямо на одной из улиц Алматы. Есть мнение, что его отравили. Великий певец, обладатель несравненного тенора был похоронен в этом городе.
Смерть Амре оплакивал весь казахский народ. В республиканских газетах в те дни вышло множество некрологов. В «Казахстанской правде» появилась статья Сакена Сейфуллина. «Ушёл из жизни певец Амре, удививший своим непревзойдённым талантом таких видных деятелей культуры, как Анри Барбюс и Ромен Роллан», – говорилось в ней.
Ещё один малоизвестный факт об Амре. В семидесятые годы Динмухамед Кунаев принял рискованное решение о возведении памятника певцу и выделил на это огромные средства. Памятник высотой семь метров создал скульптор Т. В. Андрющенко. Но не успели мы порадоваться монументу, как он бесследно исчез…
О феноменальном искусстве Амре писали в своё время Ромен Роллан, Анатолий Луначарский, Алкей Маргулан, Сабит Муканов, Мухтар Ауэзов. В газете «Парижская неделя» отмечалось, что «обладатель удивительного голоса Амре Кашаубаев под аккомпанемент национального музыкального инструмента домбра исполнил берущие за душу песни своего народа» (Париж, 1925 год, 24–31 июля).
Благодаря Амре мир узнал о казахском народе. Отрадно, что в позапрошлом году в г. Семей ему всё-таки возвели памятник.
– Остались ли у него потомки?
– У Амре были дочери Кулян и Куляш. Супруг Куляш – заслуженный артист Казахской ССР Сейтим Жакыпов – работал ведущим концертных программ Костанайской областной филармонии. Говорят, что потомки певца живут в разных уголках Казахстана. Единственный сын, родившийся после смерти отца, умер рано.
– Каким образом вы нашли запись голоса Амре Кашаубаева?
Жаркын Шакарим
– В 1974 году первый секретарь Киргизии Т. Усубалиев обратился с письмом к Д. А. Кунаеву: «Предстоит 50-летие Компартии, в связи с этим просим содействовать выпуску грампластинок выдающихся манасшы Киргизии и известных киргизских исполнителей Саякбая Каралаева, Естемеса Турсыналиева, Уркаша Мамбеталиева, Туганбаф Абдиева». В то время студии записи грампластинок в Средней Азии были только в Алма-Ате и Ташкенте. И по заданию Министерства культуры Казахской ССР директор Алматинской студии грамзаписи Сеилхан Кусаинов вызвал меня и поручил заняться этим делом. Я, молодой и полный сил, сразу же поехал в Киргизию. Около полугода жил в Бишкеке. В фонде Киргизского радио набралось немало произведений для выпуска большой грампластинки. Остальное планировали взять в Москве. Таким образом, я искал голоса манасшы в отделе фоно-, фотодокументов и записей киргизского фонда Центрального государственного архива в Москве. Там попалась мне на глаза запылившаяся коричневая книга, на которой было написано имя Амре, названия исполненных им песен, а также номер записи на фонограф.
Часть записей на ленте стёрлась. По поручению тогдашнего министра культуры Казахской ССР Жексенбека Еркимбекова их восстановили и выпустили грампластинку с песнями Амре.
– Вы полагаете, что могут быть ещё не найденные записи голоса Амре -ата?
– В Москве и Санкт-Петербурге было проверено всё. Но могут сохраниться записи в зарубежных архивах. Я знаю, что двое учёных университета Сорбонны – доктор Шрамек и профессор Перно – записали голос Амре в Париже на фонографический аппарат. Эти записи могут находиться в архивах университета.
– В таком случае почему бы вам самому не поехать туда и не заняться поиском?
– Можно было бы поехать, но здоровье не позволяет – как-никак скоро семьдесят. И средства нужны для поездки. В ноябре прошлого года мне позвонил бывший в то время министр культуры Мухтар Кул-Мухаммед и сказал: «Жаке, вчера смотрел «Телконыр» (программа национального телеканала «Казахстан»). Там вы сказали, что записи Жусупбека Елебекуова 1935–1940 годов хранятся в Москве. Надо поехать и привезти их». Два месяца мы с магистрантом Национальной академии искусств Рустемом Нуркеновым рылись в архивах Москвы и Санкт-Петербурга и нашли то, что искали, – свыше 200 записей казахских деятелей искусств. Среди них впервые услышанное нами толгау Жамбыла Жабаева в его собственном исполнении, записанное в 30-е годы прошлого столетия. Есть грампластинки Кенена, Калки Жапсарбаева, Кайыпа Айнабекова, Маясара Жапакова… В этом списке и Амре Кашаубаев с песнями, исполненными на Парижской всемирной выставке. Я считаю, это бесценная для казахской культуры находка.
– Чем отличаются эти записи от других?
– Привезённые из Москвы аудиопамятники записаны в основном в тридцатые и пятидесятые годы. Точнее, это песни в исполнении наших певцов Кали Байжанова, Манарбека Ержанова, Гарифоллы Курмангалиева, Жусипбека Елебекова, Куляш Байсеитовой, Ришата Абдуллина, Жамал Омаровой, Розы Баглановой, Шахмета Кусаинова, кюи в исполнении Жаппаса Каламбаева, Кали Жантилеуова, Абикена Хасенова, Шанака Ауганбаева, голоса Мухтара Ауэзова и Ахмета Жубанова, Газизы Жубановой в ранние годы. Мы также сделали компьютерную реставрацию исполненных в Париже Амре Кашаубаевым песен «Агашаяк» и «Балкадиша».
Я хочу выразить признание организаторам выставки «Астана ЭКСПО-2017» за то, что вспомнили великого Амре и дали возможность казахстанцам ещё раз насладиться его голосом. Было бы здорово, если бы на предстоящей международной выставке «ЭКСПО-2017» в Астане тоже звучали исполненные почти 90 лет назад в Париже песни Амре!
–Спасибо за интересную беседу!
Беседовал Максат АДИЛЬХАНОВ