Эксперты неоднозначно восприняли поправки в сфере автоперевозок, которые накануне одобрили в мажилисе в первом чтении. Законопроект предполагает, что перевозчики должны будут вступить в саморегулируемые организации и платить взносы, однако, по мнению многих специалистов отрасли, это может сказаться на стоимости услуг.

Изменения затронут регулярные и нерегулярные автобусные, межобластные маршрутные перевозки и такси. Также требования по обязательному участию в саморегулируемой организации будут распространяться на автовокзалы, автостанции и пункты обслуживания пассажиров. Во время обсуждения законопроекта в мажилисе один из депутатов спросил министра транспорта Марата Карабаева, не приведут ли предлагаемые изменения к ограничению конкуренции и росту цен для граждан. 

"Полагаем, что это не приведёт в целом к этим последствиям по нескольким причинам. Первое – создаётся не одна саморегулирующая организация, а три. Второе – участники СРО будут продолжать свою деятельность в конкурентной среде. Третье – СРО не устанавливает тарифы, поэтому полагаем, что это, наоборот, создаст равный доступ к рынку и конкуренцию, что создаст основу для снижения стоимости", – заверил Марат Карабаев.

В гильдии таксистов отмечают, что пока непонятно, какими функциями такие организации будут наделены. Ведь ранее успешно регулировать отрасль не удавалось даже транспортному контролю, сообщает "31 канал".

"Возникает вопрос, а саморегулируемые организации это смогут сделать? Или к ним перейдёт часть госфункций? Они что, условно, смогут останавливать автобус, к примеру, если он в ненадлежащем виде, уставший водитель, на трёх колёсах едет?" – задался вопросом председатель гильдии таксистов Виктор Шабанов.

Специалисты считают, что побороть теневой рынок это вряд ли поможет, но, несомненно, скажется на стоимости услуг. Ведь взносы немаленькие: для мобильных приложений и диспетчерских служб сумма может составить от 7 тысяч до 2,5 млн тенге, в зависимости от количества заказов, для автовокзалов – от 55 до 258 тысяч тенге.