Переход на пятидневку не должен отражаться на каникулах школьников - омбудсмен
Аскар Шакиров уверен, что система должна быть следствием пересмотра и оптимизации учебной программы, а никак не продления учебного года.Уполномоченный по правам человека в РК Аскар Шакиров считает, что современная школьная программа перегружена предметами и предлагает упразднить некоторые из них. По его мнению, переход к пятидневной учебной неделе не должен сводиться к механическому перераспределению учебных и каникулярных дней.
На сегодняшний день в обществе развернулась дискуссия о новой реформе, вызвавшей широкий резонанс. По вопросу сокращения каникулярного времени школьников свои мнения высказывают не только родители школьников, но и педагоги. Многие казахстанцы собирают подписи против введения данной системы. Аскар Шакиров обеспокоен ситуацией и просит Минобразования задействовать все возможные средства для разрешения данной проблемы и быть убедительнее в своих доводах. Такое обращение было направлено в адрес министра образования и науки РК Ерлана Сагадиева.
"Подавляющее большинство родителей и семей учеников школ следят за учебным процессом и изменениями в системе образования. С правозащитной точки зрения данная инициатива улучшает условия реализации права детей на получение образования через оптимизацию нагрузки. Процесс перехода к новому формату обучения должен быть не объектом эмоций, а предметом профессионального, научного изучения. В его основе должны присутствовать мнения заинтересованных специалистов, учитывающие возрастные, культурные, климатические и многие другие факторы", - обращается омбудсмен.
Шакиров считает, что в данном вопросе необходимо проанализировать лучшие практики зарубежных стран, успешно реализовавших реформы в сфере образования.
"Не отрицая, например, возможность влияния длительности каникул на уровень детской преступности, представляется, что данный вопрос можно было бы решать не путем механического сокращения времени детей на отдых, а развитием доступности детских лагерей, секций, кружков и других форм самодеятельности вместе с усилением работы правоохранительных органов. К сожалению, Министерством до настоящего времени не озвучена перед обществом исчерпывающая информация о результатах такого анализа, что даёт широкой общественности основание делать вывод о том, что такая работа не проводится. Отсутствие видимого диалога с гражданским обществом, школами, учениками и их родителями сегодня стало объектом критики отдельных заинтересованных сторон", - говорится в обращении.
Омбудсмен предлагает проводить консультации по данному вопросу с возможностью выслушать мнение институтов гражданского общества, а также самих детей, которые в соответствии со статьями 12 и 13 Конвенции о правах ребёнка имеют право свободно выражать своё мнение и взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, с учётом его возраста и зрелости. Недостаток открытости в вопросах, связанных с детьми, воспринимается обществом особенно болезненно. В противном случае, по мнению Аскара Шакирова, несвоевременные и недостаточно проработанные шаги могут стать препятствием для достижения намеченных Министерством целей.
Ранее сообщалось, что непонятную схему перехода на пятидневку в школах утвердили в МОН. Стало известно, что после введения новой реформы школьники будут уходить на каникулы в конце июня, в связи с чем казахстанцы начали собирать подписи против продления учебного года. По мнению общественности, перевести школьников на пятидневку можно и без сокращения каникул.