Парламент Казахстана принял поправки в Конституцию
Во втором чтении одобрено 10 поправок депутатов.Депутаты Парламента на совместном заседании приняли проект закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан".
"Совместная комиссия палат Парламента активно работала 4 и 5 марта. От депутатов, постоянных комитетов палат Парламента, фракций политических партий поступило всего 26 поправок к ряду норм действующей Конституции, которые были всесторонне рассмотрены Совместной комиссией", – сказал председатель совместной комиссии, депутат Мажилиса Нурлан Абдиров.
Он рассказал, что по итогам своей работы комиссия приняла решение внести на рассмотрение совместного заседания палат Парламента во втором чтении 10 поправок. Большая их часть была ранее оглашена депутатами Парламента на совместном заседании при обсуждении законопроекта в первом чтении.
Пункт 2 статьи 91 Конституции звучит следующим образом: "Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма её правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными".
"В целях признания межконфессионального согласия конституционной ценностью наряду с межнациональным согласием, пункт 2 статьи 39 Конституции депутатская группа Ассамблеи народа Казахстана предложила дополнить положением о том, что признаются неконституционными любые действия, способные нарушить, наряду с межнациональным, также и межконфессиональное согласие", – указал депутат.
Он пояснил, что межконфессиональное согласие – это одна из высших ценностей казахстанской государственности и потому должна получить закрепление в качестве конституционной.
"К исключительному ведению Сената Парламента предлагается отнести избрание на должность сроком на пять лет и освобождение от должности уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан по представлению Президента Республики Казахстан", – продолжил он.
В пункт 2 статьи 41 вносится изменение касательно установления одним из требований для кандидатов в Президенты страны наличия высшего образования. Это требование соответствует установленному в статье 40 Конституции статусу Президента как высшего должностного лица государства. При этом устанавливается возможность введения дополнительных требований к кандидатам в Президенты на уровне конституционного закона.
"Учитывая важную стратегическую роль Министерства внутренних дел в деле обеспечения безопасности граждан, внутренней безопасности государства считаем целесообразным в подпункте 3) статьи 44 сохранить полномочие Президента страны по назначению министра внутренних дел. При этом учитывается и то, что Президент страны является Верховным Главнокомандующим, а в структуру Министерства внутренних дел входит Национальная гвардия", – отметил Нурлан Абдиров.
Пункт 3 статьи 4 Конституции предлагается изложить в следующей редакции: "Международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритеты перед её законами. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством Республики".
По словам мажилисмена, Конституция и законодательство Республики Казахстан определяют приоритет международных договоров, ратифицированных Республикой, перед законами, и в тоже время порядок их денонсации регулируется национальным законодательством.
"Любой договор, как мы знаем, затрагивает в той или иной мере права и свободы человека и гражданина, а ограничение прав возможно только законами. В этой связи была предложена данная поправка, принятая Совместной комиссией, которая к тому же усиливает самостоятельность государства", – добавил он.
В целях усиления защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод граждан в пункте 2 статьи 10 Конституции предлагается закрепить норму касательно того, что лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан.
"Совместная комиссия полагает, что объективность и беспристрастность в вопросе о лишении гражданства должны обеспечиваться именно решением суда", – подчеркнул Нурлан Абдиров.
Новый пункт 3-1 статьи 2 Конституции предложили дополнить нормой о том, что в городе Астана может быть установлен особый правовой режим именно в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом. Данная поправка предлагается в целях закрепления в Конституции статуса Международного финансового центра "Астана", регулируемого конституционным законом.
Совместная комиссия также предложила согласовать пункт 2 статьи 74 Конституции с нормами нового подпункта 10-1) статьи 44, которым предусмотрено полномочие Президента обратиться в Конституционный Совет. В этой связи, предложено в пункте 2 статьи 74 Конституции, слово "нормативные" исключить.
3 марта 2017 года Парламент принял в первом чтении поправки к Конституции. Поправки касаются перераспределения полномочий между ветвями власти. Рассматривается около 40 полномочий Президента, которыми предлагается наделить Правительство и Парламент. Что изменилось в поправках к Конституции после всенародного обсуждения, можно прочитать здесь.