Правительственная комиссия сделала заявление по предварительным итогам расследования причин крушения самолёта авиакомпании Bek Air под Алматы 27 декабря.

Формат брифинга не предусматривал вопросов от журналистов.

Основной версией крушения самолёта комиссия считает обледенение воздушного судна. Об этом заявил член комиссии, заместитель премьер-министра РК Роман Скляр.

Он сообщил, что по решению командира воздушного судна, перед вылетом обработку самолёта противообледенительной жидкостью провели лишь частично: обработали только стабилизатор, крылья не обрабатывали.

"В ночь перед катастрофой в аэропорту Алматы обработали пять авиасудов, а пять не обрабатывали. Также не производилась обработка противообледенительной жидкостью самолёта компании Bek Air, вылетевшего в 05.30 по маршруту Алматы – Атырау. Комиссия изучает и этот вопрос", – сказал вице-премьер.

Всего комиссия рассматривала четыре версии:

  • нарушение коммерческой загрузки и центровки воздушного судна (версия не подтвердилась);
  • воздействие внешних факторов, метеоусловия (спутный след, о котором заявила компания Bek Air сместился влево от взлётно-посадочной полосы и не мог оказать влияния на развитие ситуации, опасных явлений не наблюдалось, но комиссия отметила вероятность отложения льда на поверхности самолёта, простоявшего на стоянке около двух суток);
  • ошибка экипажа (версия остаётся в работе);
  • отказ техники (версия остаётся в работе, но комиссия отмечает, что замечаний по работе техники перед взлётом не было, самолёт был подготовлен в полном объёме).

Читайте также: Могло ли обледенение самолёта привести к крушению Fokker-100? Все версии авиакатастрофы

Антикоррупционная служба Алматинской области проводит досудебное расследование по фактам незаконной выдачи земельных участков вблизи аэропорта Алматы, добавил Роман Скляр.

"Установлено, что в 2015-2019 годах должностные лица акимата Талгарского района, злоупотребляя своими должностными полномочиями, выносили незаконные решения о предоставлении земельных участков в санитарно-защитной зоне аэропорта для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе жилого строительства", – сообщил вице-премьер.

По предоставленной комиссией информации, второй пилот через 10 секунд пытался прекратить полёт, уменьшив режим работы двигателей. Но вскоре режим работы двигателей снова увеличили, взлёт продолжился. Это подтверждается переговорами экипажа самолёта.

7.20.10 – начался взлёт.

7.20.45 – отрыв самолёта от ВПП и сваливание с развитием в начале левого, а затем правого и опять левого крена, касание ВПП основными стойками шасси и левым крылом.

7.20.53 – начал развиваться правый крен, на что командир судна реагирует фразой: "Что такое?".

7.20.54 – второй пилот ответил: "Не знаю, что такое. Стабилизатор, тормозим". Далее ненормативная лексика. Одновременно с этой фразой второй пилот перевёл рычаги управления на малый газ, заключила комиссия.

7.20.57 – командир судна реагирует на действия второго пилота фразой: "Не нужно. Что ты делаешь?".

Здесь, по заключению комиссии, наиболее вероятно, что командир судна перемещает рычаги управления двигателем во взлётный режим, сопровождая действия фразой: "Поехали. Ушли, ушли".

7.21.04 – командир даёт команду: "Убирай шасси!". Происходит многократное касание самолёта ВПП хвостовой частью, основными стойками шасси и крылом.

7.21.15 – на высоте пять метров началась уборка шасси, произошло приземление самолёта на фюзеляж с последующим движением по грунту за пределами ВПП.

Генеральный директор Межгосударственного авиационного комитета Виктор Сороченко отметил, что расследование подобных авиационных происшествий занимает не менее нескольких месяцев, а иногда более года.

Авиационная администрация Казахстана ведёт проверку компании Bek Air с участием представителей Британского агентства гражданской авиации и Европейского агентства гражданской авиации. Решение о дальнейшей работе авиакомпании примут по итогам этой проверки.

Все сведения о крушении самолёта Bek Air читайте здесь.