Институт мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента РК – Елбасы представил результаты социологического исследования об исторической памяти современного казахстанского общества и восприятии им досоветского периода истории.

По результатам социологического исследования, более трети казахстанцев интересуются исторической тематикой в целом. При этом интерес к казахстанской истории заметно выше (40%). Знания по исторической тематике казахстанцы получают в основном из школьной и вузовской программы (68%), из художественных фильмов, сериалов (37%) и документальных фильмов, телепередач (31%).

Самыми интересными периодами нашей истории респонденты считают эпоху Казахского ханства (29,6%), период Золотой Орды (25%), а также годы участия Казахстана в Великой Отечественной войне – 21,8%.

Точкой отсчёта казахской государственности почти четверть опрошенных считает обретение независимости в 1991 году (23,9%), в меньшей степени – создание Казахского ханства в XV веке (20,5%).


Результаты опроса об истории Казахстана / Скриншот презентации ИМЭП

Тройка самых известных исторических деятелей до создания Казахского ханства, по мнению респондентов, выглядит так: Чингисхан (98,2%), аль-Фараби (94,6%) и Томирис (82,5).


Результаты опроса об истории Казахстана / Скриншот презентации ИМЭП

Отношение к Золотой Орде у казахстанцев в большей степени позитивное (44,8) и нейтральное (28,9%). Негативно оценили деяния Чингисхана 15%.


Результаты опроса об истории Казахстана / Скриншот презентации ИМЭП

"Участники фокус-групповых обсуждений имеют поверхностное, абстрактное представление об этом периоде, – заключили авторы исследования. – Его воспринимают через образы кочевников, способ жизни степных людей. Казахстан не вошёл в этот период. Посреди степи юрты ставили, аулами жили". Имена конкретных исторических деятелей, живших до появления Казахского ханства, вспоминали с трудом, и называли только Чингисхана и Томирис: "Не могу практически вспомнить, не знаю. Ну, мы знаем только Чингисхана".

Авторы исследования опросили 2500 респондентов в 14 областях (городские и сельские населённые пункты) и трёх городах республиканского значения, а также провели восемь фокус-групп в различных регионах страны.