Рост авиасобытий в Казахстане наблюдается с 2013 года. Начальник первого управления главной транспортной прокуратуры Алмас Аманов сообщил, что до 2016 года в среднем 90% авиасобытий составляли несерьёзные инциденты.

10% приходилось на серьёзные происшествия. С 2007 по 2015 годы среди стран СНГ по количеству авиапроисшествий Казахстан занимал третье и ниже места, уступая Украине, в отдельных годах Узбекистану, Кыргызстану, Азербайджану. Уже в 2016 году за нашей страной закрепилось второе место.

Проанализировав эти происшествия, какой-либо системности транспортная прокуратура не установила, но определила ряд причин, которые негативно сказываются на безопасности полётов. Одна из них – сокрытие авиасобытий.

Алмас Аманов сообщил, что до крушения учебного самолёта летом под Алматы в Академии гражданской авиации случился ещё один инцидент, о котором они умолчали.

"Как правило, об авиапроисшествиях сообщают эксплуатанты либо свидетели падения судов. Однако в отдельных случаях, если нет жертв, происшествия могут быть скрыты. В таких случаях эксплуатанты не выясняют точной причины аварии и продолжают использовать судно. Последствия здесь очевидны – очередное происшествие, в лучшем случае без жертв. Предварительно мы полагаем, что такая ситуация была с судами Академии гражданской авиации. Оказалось, что до крушения её самолёта, когда погибли инструктор и курсант, академия скрыла одно происшествие с таким же типом судна. Возможно, сообщив о нём, уполномоченный орган принял бы упреждающие меры", – сказал Алмас Аманов во время обсуждения проблемных вопросов безопасности полётов гражданской авиации в Генеральной прокуратуре.

Ещё один случай, который, предположительно, был скрыт, транспортная прокуратура установила в рамках уголовного дела в отношении руководителей "Казавиаспаса" и "Казавиалесохраны". Из материалов следует, что одна из привлечённых ими компаний эксплуатировала технически неисправные суда. Материалы по этому делу уже направлены в КГА.

Следующая причина – использование судов, не прошедших оценку техсостояния. На сегодня средний возраст 75% судов малой авиации составляет порядка 30 лет. При этом, возможно, сейчас используется более 280 судов, "о реальном техническом состоянии которых мы не знаем", отметил Алмас Аманов.

"Как раз в прошлом году с одним из таких судов произошло происшествие в Алматинской области – упал АН-2, у которого отсутствовал сертификат лётной годности. А в текущем году – дельтолёт в ВКО. И это только сведения о зарегистрированных судах. Часть летающих судов вовсе не регистрировались, и их состояние не проверялось. В целом следует отметить, что суда, не прошедшие должным образом оценку их техсостояния, падают ежегодно", – добавил он.

Третья причина – неподготовленность пилотов к полётам. По информации транспортной прокуратуры, из-за ошибок пилотов в среднем в год происходило 15 происшествий. Чтобы предупредить такие случаи, в законодательстве предусмотрели требования об ежегодном обучении пилотов. После подтверждения своей профпригодности им выдаётся допуск на полёты на основании сертификатов лётных учреждений.

"Однако на сегодня из 2 100 пилотов только у 1 300 имеется допуск к полётам. Следовательно, сегодня часть летающих в Казахстане пилотов не может подтвердить свой профессионализм. Не исключено и то, что они не знают, как себя вести при возникновении штатной ситуации, такой, к примеру, как столкновение с птицами", – отметил Алмас Аманов.

Не прошли указанные пилоты и ежегодный медосмотр, в то время как ряд катастроф с судами произошёл именно из-за медицинской непригодности летчиков.

"В то же время есть вопросы и по качеству обучения пилотов лётными учреждениями. Так как происшествия с судами происходили не только по вине пилотов, у которых отсутствовал допуск, но и пилотов, прошедших в установленном порядке обучение. Поэтому мы предлагаем КГА обратить на это внимание", – сказал Алмас Аманов.

Четвёртой причиной он назвал ненадлежащий государственный контроль за гражданской авиацией.

"Об этой проблеме мы неоднократно писали в МИР РК. Указывали на несовершенства законодательства, незаконную сертификацию организаций воздушных судов, необходимость надлежащего контроля за лёгкой и сверхлёгкой авиацией, принятие своевременных мер реагирования", – подчеркнул спикер.

По этим и другим недостаткам КГА в текущем году разработал соответствующий план и принялся к исполнению его мероприятий, однако последние события с падением судов "показали на их недостаточность".

"Дополнительно проанализировав, пришли к выводу, что МИР помимо прочего не организована работа расследования авиасобытий. Расследования ими проводятся достаточно долгое время. В среднем от двух по несерьёзным инцидентам и до 16 месяцев. В отдельных случаях не обеспечивается полнота, что сказывается на достоверности выводов и правильности рекомендаций, не сообщается о допускаемых эксплуатантами судов нарушениях законодательства о гражданской авиации. Всё это приводит к тому, что КГА не может вовремя принять соответствующие меры в целях предупреждения авиасобытий", – сказал Алмас Аманов.

3 октября в Илийском районе Алматинской области рухнул самолёт санавиации РК Ан-28. В авиакатастрофе погибли пять человек: два пилота, авиатехник и два врача, которые летели на консультацию к роженице в Шымкент.

10 августа под Алматы разбился учебный самолёт Академии гражданской авиации "Технам 2002". В результате авиакатастрофы погибли пилот-инструктор и курсант.

27 июля произошло падение самолёта Як-12, принадлежащего авиакомпании "Казавиа". Самолёт упал в Панфиловском районе, вблизи села Шолакай, в 10 км от Жаркента. В результате крушения погибли два человека.