Нуртай Сабильянов: Некоторые дороги в Казахстане строят по 5-6 лет
Проблема срыва сроков строительства дорог приобрела системный характер, считает депутат Мажилиса.Проблемные вопросы при строительстве автодорог в Казахстане обозначил на правчасе в Мажилисе председатель Комитета по экономической реформе и региональному развитию палаты Нуртай Сабильянов.
"Несмотря на достаточно хорошие показатели, имеются вопросы, отрицательно влияющие на развитие автодорожной отрасли. Поэтому хотелось бы остановиться на них", – сказал Нуртай Сабильянов.
Он обратил внимание на срыв и неоднократную корректировку сроков реализации проектов. Завершение реконструкции автодороги Алматы – Талдыкорган протяжённостью 245 км запланировали на 2015 год, однако фактически введут в эксплуатацию лишь в текущем году. Эту дорогу строят уже шестой год.
"Реконструкцию дороги Астана – Павлодар протяжённостью 441 км планировалось завершить в 2016 году. Однако из-за неоднократных срывов и переноса сроков ввода в эксплуатацию движение по дороге открыто лишь на участке в 200 км. Оставшиеся 221 км из-за строительных работ создают неудобство и аварийные ситуации для водителей и пассажиров. В целом это дорога строится уже более пяти лет", – отметил депутат.
Один из проблемных участков направления Центр – Запад – это участок Атырау – Астрахань, к реализации которого ещё не приступили. Ещё одна проблема – это дорога из Атырау в Актобе. Причина та же – срыв и перенос срока реализации проекта.
"Затянута реконструкция участков Балхаш – Бурылбайтал и Курты – Бурылбайтал. Уже 10 лет в Восточно-Казахстанской области строится автодорога республиканского значения Таскескен – Бакты протяжённостью 187 км, по которой осталось достроить 20 км. Таким образом, несмотря на то, что при разработке госпрограммы "Нурлы жер" все проекты тщательно просчитывались экспертами и утверждались уполномоченным органом, проблема срыва сроков реализации программы приобрела системный характер и ежегодно требует дополнительных бюджетных средств", – рассказал Сабильянов.
У мажилисмена вызывают тревогу шесть зарегистрированных в 2017-2018 годах уголовных правонарушений при строительстве и ремонте автодорог. Он предложил ужесточить ответственность за срыв сроков сдачи объектов по программе.
"Второе – это качество построенных автомобильных дорог. Несмотря на колоссальные вливания бюджетных средств в развитие транспортной инфраструктуры, по индексу "Качество дорог" Глобального рейтинга конкурентоспособности в 2017 году Казахстан занял 115-е место, ухудшив свои позиции по сравнению с предыдущим годом на восемь пунктов. Причинами некачественного строительства автомобильных дорог являются непрозрачная процедура проведения тендеров, недобросовестные подрядчики, наличие множества посредников-субподрядчиков, использование некачественных строительных материалов", – перечислил парламентарий.
Он задал следующие вопросы:
- Где результаты системы пятиступенчатого контроля за качеством дорожно-строительных работ?
- Где исполнение подрядчиками гарантий на устранение дефектов?
"Эти вопросы могут быть решены при соблюдении АО "КазАвтоЖол" законодательства о закупках субъектов квазигосударственного сектора после принятия законопроекта, который уже рассматривается в Парламенте", – считает он.
Счётный комитет в 2017 году выявил, что из намеченного к вводу в эксплуатацию 18 единиц специальных автоматизированных измерительных средств (САИС), предназначенных для фиксации правонарушений весовых и габаритных параметров транспортных средств, фактически работают три единицы. Помимо этого не используются принятые в эксплуатацию в 2013 году 12 САИС на основных международных автомобильных коридорах.
Другая проблема – непрозрачность в системе финансирования проектов по ремонту некоторых автомобильных дорог республиканского значения на этапе утверждения проектов.
"Депутаты при рассмотрении проекта республиканского бюджета на 2018 год столкнулись с таким явлением, когда поддержанные республиканской бюджетной комиссией и депутатами проекты по ремонту автодорог впоследствии по неизвестным причинам исключались из необходимого перечня. В 2018 году было запланировано финансирование проектов по среднему ремонту 15 км автодороги Караганда – Аягоз – Богаз и среднему ремонту 38 км участка автодороги Семей – Кайнар. Однако по неизвестным причинам после принятия республиканского бюджета эти проекты были исключены из перечня финансирования в 2018 году", – заявил он.
Ещё одной проблемой является низкое качество дорожного сервиса, а также отсутствие системы навигации на автодорогах. Из существующих 1 859 объектов сервиса лишь 618, или 33%, соответствуют национальному стандарту. Кроме того, количество объектов дорожного сервиса меньше плановых показателей на 349 объектов.
Госпрограммой "Нұрлы жол" предусмотрено строительство 260 объектов сервиса, соответствующих установленным требованиям. На значительной части дорог местного значения недоступно использование навигаторов из-за отсутствия мобильной связи и сети интернет.
"Необходимо принять меры по развитию дорожного сервиса, обеспечить стопроцентный охват интернетом, мобильной связью всей автодорожной сети, ускорить внедрение навигационных систем с включением в них всех республиканских, областных и особенно районных и сельских автодорог. Также необходимо активизировать работу по внедрению системы экстренного вызова при авариях и катастрофах (ЭВАК)", – заключил Сабильянов.