Новое руководство аэропорта Алматы продвигает снос старого здания – памятника архитектуры
В аэропорту Алматы не помещаются пассажиры. Есть несколько путей решения этой проблемы. Один из дешёвых вариантов – снос старого здания, памятника архитектуры.Администрация Международного аэропорта Алматы заявила, что в терминалах не хватает места для пассажиров. Сейчас пропускная способность – 1600 человек, а площадь – 23,7 тысячи м2.
"В часы пик этого уже недостаточно и последние год-два мы работаем в этом режиме, вы сами летаете и это ощущаете, – сказал на пресс-конференции первый вице-президент АО "Международный аэропорт Алматы" Александр Гордеев. – Стерильная зона аэропорта, куда вы попадаете после пограничного контроля и досмотра, составляет всего лишь 850 м2. Этого недостаточно сегодня, чтобы пассажир чувствовал себя комфортно".
По словам Александра Гордеева, сейчас рассматривается несколько концепций увеличения пропускной способности терминала. Но пока к единому решению не пришли. Один из вариантов – построить новый терминал на месте старого здания аэропорта, который входит в список памятников архитектуры местного значения.
"Когда ещё был акимом Алматы Ахметжан Есимов, у нас проходило заседание градостроительного совета. Тогда все единогласно проголосовали за расширение в сторону существующего здания. Здание находится в реестре памятников архитектуры местного значения. Я не считаю его великим памятником. Оно не несёт функциональной нагрузки и занимает огромную площадь. Я думаю, если выбирать между памятником архитектуры местного значения и улучшением сервиса для наших пассажиров на ближайшие 10-15 лет, то это несоизмеримые вещи", – сказал вице-президент АО "Международный аэропорт Алматы".
Рассматриваются также варианты:
- расширения в сторону старого терминала;
- посадки сателлита в сторону перрона, от которого будут отходить телескопические трапы.
"Каждый из вариантов имеет свою цену. Самый дешёвый – это снос старого здания. Все возможности терминала мы исчерпали. Все сети в шаговой доступности. Самое главное преимущество – строим терминал, не мешая действующему. Пристраивается модуль – площадью 25 тысяч м2. Люди привыкли к этому островку, такому красивому. Здравомыслящий человек поймёт, о чём я говорю. В ближайшие два года это будет решено", – заявил Гордеев.
В 2017 году аэропорт Алматы обслужил на 16% больше пассажиров, чем годом ранее – 5,6 млн. Количество обработанных грузов также выросло на 22% и составило 56 тысяч тонн. Всего из воздушной гавани в прошлом году вылетело 63 199 самолётов, что на 6% больше, чем в 2016 году.
Руководство аэропорта прогнозирует рост пассажиропотока на 4-5% – до 6 млн, а грузов – на 1-2%.
"В этом году будем заканчивать две соединительные рулёжные дорожки между двумя взлётно-посадочными полосами, – сообщил Александр Гордеев. – Для чего это делается? Сегодня пропускная способность нашего аэродрома – от 8 до 10 вылетов в час. А надо увеличить интенсивность почти в два раза и довести почти до 20 вылетов в час. Также мы проводим текущий ремонт второй взлётно-посадочной полосы. Это позволит увеличить пропускную способность аэродрома. Работу завершим в этом году, восстановим 3B-категорию. Эта работа будет завершена к концу октября, когда период туманов начинается".
В аэропорту строят новый цех бортового питания.
"Цех был построен ещё в советское время, – сказал первый вице-президент АО "Международный аэропорт Алматы". – Площадей уже недостаточно, чтобы увеличить количество порций. Сейчас заканчивается госэкспертиза проекта, с 8000 порций в сутки мы можем обеспечить до 25 000 порций в сутки при строительстве нового цеха бортового питания. Это ёмкие, перспективные задачи".
Отдельно Александр Гордеев остановился на проблеме столкновений птиц с самолётами.
"Аэропорт окружён крестьянскими полями, которые засеяны злаковыми культурами: ячмень, пшеница и так далее. Поэтому скопление птиц вокруг аэропорта колоссальное, – сказал он. – Мы принимаем все меры, которые существуют сегодня в мире. Приобретаем специальное оборудование для отпугивания птиц, но полностью проблему это не решает. Мы с областным и районными акиматами начинаем отрабатывать этот вопрос, чтобы каким-то образом регулировать засев полей вокруг аэродрома другими культурами, которые менее привлекают птиц. Дополнительно мы увеличили орнитологическую службу. Это люди, обеспеченные специальным транспортом, биоакустическими установками, которые имитируют крик птиц, когда существует опасность. Но, к сожалению, через месяц они к этому привыкли. Это оказалось не очень эффективным. Мы приобрели газовые пушки, которые выстреливают с определённой периодичностью. Они расставлены вдоль взлётно-посадочных полос. Какой-то эффект дают, но птицы, к сожалению, и к этому привыкают. Мы приобрели лазерные пистолеты, специальные, которые направляются на стаи птиц. Весь арсенал оборудования задействован. Немного сократились столкновения птиц с воздушными суднами".
Президент АО "Международный аэропорт Алматы" Болат Ержанов рассказал, что цены на продукты питания и напитки уменьшились благодаря открытию кафе Alaport. И это способствует развитию конкуренции в воздушной гавани.
"Для улучшения комфортного пребывания пассажиров мы увеличили зону накопителя международных рейсов путём выноса зоны досмотра ближе к регистрации. Увеличили общую площадь, сократили площадь торговых точек, закупили 450 посадочных мест европейских производителей", – рассказал он.
"Мы отремонтировали бизнес-лаундж, где мы обслуживаем пассажиров бизнес-класса авиакомпаний, с которыми заключён договор, – продолжил глава аэропорта. – Также внедрили систему по обслуживанию пассажиров с карточками Priority Pass. Увеличили зону ожидания пассажиров перед проходом в транзитный зал. Поставили 4 стойки регистрации для транзитных пассажиров. В местном зале вылета мы увеличили зону регистрации путём переноса пункта досмотра вглубь зала. Увеличили на 75 м2. Приобрели багажные тележки для пассажиров. Постоянно ведётся ремонт туалетных комнат. Лето пройдёт, мы продолжим эти работы".
Утром 27 августа в зале международных вылетов было столпотворение людей. Президент аэропорта объяснил это задержкой рейса FlyDubai.
"Рейс авиакомпании FlyDubai задержался. Естественно, это самый час пик. Рейс должен был вылететь в 3 часа, но вылетел в 6 часов, то есть это создало накладку в регистрации пассажиров и прохождении паспортного контроля. Рейсы обычные шли по расписанию, а FlyDubai – вне расписания, то есть с задержкой. Из-за этого большее количество пассажиров было на паспортном контроле. Потоки регулировались. Пассажиры проходили паспортный контроль, находились в накопителе, и по расписанию рейсы выходили. Сейчас точную цифру сказать не могу, я думаю, порядка 150 человек", – добавил Болат Ержанов.