Нигматулин назвал главные проблемы водоснабжения в Казахстане
Где бы человек ни находился – в селе или в городе, он должен иметь доступ к качественной питьевой воде, это требование XXI века, подчеркнул спикер Мажилиса.Несмотря на определённые улучшения в сфере водоснабжения, здесь все ещё имеется ряд проблем, требующих скорейшего разрешения, считает председатель Мажилиса Парламента Нурлан Нигматулин. Во время правительственного часа он назвал важнейшие из них.
Первая проблема, по его мнению, – это отсутствие системного подхода при строительстве и эксплуатации объектов водоснабжения.
"Сейчас, к сожалению, мы видим ситуации, когда построенный групповой водопровод не может подавать воду в населённый пункт из-за неготовности поселковых сетей или наоборот. Всё это приводит не только к неэффективному использованию бюджетных средств, но и к необеспеченности населения качественной питьевой водой", – сказал Нурлан Нигматулин.
Причиной тому он считает отсутствие единого оператора по строительству и эксплуатации инфраструктуры водоснабжения в населённых пунктах. И это несмотря на то, что "глава государства неоднократно давал поручения проработать вопрос создания единого национального оператора". Создание подобного оператора, по мнению Нурлана Нигматулина, позволит внедрить системный подход при реализации программы развития регионов до 2020 года, повысить инвестиционную привлекательность, эффективную и рентабельную эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения.
Второй проблемой спикер Мажилисе назвал вопрос эксплуатации объектов после завершения их строительства. Сегодня обеспеченные материальными средствами и кадровым потенциалом эксплуатирующие предприятия имеются, как правило, лишь в районных центрах, а в сёлах и аулах система водоснабжения передана обслуживанию сельским акимам, которые не имеют необходимых средств эксплуатации, да и специалистов.
"Данное обстоятельство приводит к частым авариям в системах водоснабжения, выходу из строя узлов и оборудования и в конечном итоге к остановкам водопроводов. Наверное, возникла необходимость соответствующим центральным и местным исполнительным органам обратить внимание на то, что помимо инвестиций в модернизацию и строительство новой инфраструктуры нужно уже сегодня предметно заниматься и развитием профессиональных навыков у сотрудников предприятий водоснабжения", – отметил он.
Третьей проблемой депутат считает ошибочное мнение, что эксплуатацией объектов водоснабжения должны заниматься лишь государственные предприятия.
"Между тем имеется мировой опыт в той же Франции или Испании, где ответственное за сферу водоснабжения государственное предприятие назначает частную компанию для управления водоснабжения на основе контракта в форме концессии или арендного договора. Вероятно, что и у нас внедрение ГЧП позволило бы повысить эффективность управления водными ресурсами", – считает Нурлан Нигматулин.
Подводя итоги вышесказанного, он перечислил, каким требованием должно соответствовать обеспечение населения качественной питьевой водой.
"Население должно иметь круглосуточный и неограниченный доступ к питьевой воде гарантированного качества. Это требование ХХI века. Где бы наш гражданин ни находился и где бы он ни проживал – в сельской местности либо в городе. Вот такой подход по обеспечению круглосуточного неограниченного доступа должен быть обеспечен. Тарифы должны быть справедливыми, и при этом надо обеспечивать покрытие затрат на водоочистку и распределение. В случаях, когда тариф оказывается неподъёмным для социально-уязвимых слоёв населения, их надо субсидировать или оказывать адресную помощь", – подчеркнул Нурлан Нигматулин.
Очень важным требованием он назвал и высокий уровень обслуживания потребителей.
"Конечно, здесь ещё и стоит большой вопрос по эффективному использованию наших водных ресурсов. Есть ряд ярких примеров в регионах нашей страны, где через тарификацию и другие инструментарии добились того, что водообеспечение сегодня ведётся по разделению, что идёт для питьевой воды и что идет для полива огородов и частных хозяйств", – сказал он.
Когда потребитель платит справедливую цену за получаемую услугу, то должен обслуживаться соответствующим образом, считает спикер Мажилиса. Он добавил, что для обеспечения устойчивого развития инфраструктуры водоснабжения, для обеспечения её долговечности и эффективности необходимо активно использовать современные технологии и материалы.
"Реализация всех этих требований возможна лишь при должном общественном мониторинге. Здесь очень важно, чтобы центральные и местные исполнительные органы активно работали с общественностью, неправительственными организациями, которые сегодня работают в этом секторе", – заключил Нурлан Нигматулин.
В июне 2017 года сотни жителей ЖМ "Лесная поляна" остались без питьевой воды. В соцсети появилось видео, как люди выстраиваются в огромную очередь за водой к единственному на весь микрорайон водовозу.
Перебои с водой и проблемы с канализацией в Косшы происходят часто. 31 мая этого года сообщалось о том, что в городе-спутнике Астаны не работает канализация за 3,5 млрд тенге.
Позже выяснилось, что жители жилого массива "Лесная поляна" и посёлка Косшы получат качественную питьевую воду к 2019 году. Об этом сообщил начальник отдела ЖКХ Целиноградского района Мурат Жанабергенов.