New York Times выпустила расследование о влиянии YouTube на выборы в Бразилии
Правые популисты, используют алгоритм рекомендаций, чтобы продвигать экстремизм и теории заговора. При их поддержке Болсонару стал президентом Бразилии.New York Times выпустило расследование о влиянии YouTube на общество в Бразилии и том, как новая система рекомендаций неизменно приводит пользователей к контенту правых популистов, продвигающих опасные экстремистские и конспирологические идеи.
Бразилия — пятая по количеству населения страна в мире, а YouTube здесь — распространённое медиа, которое по популярности уступает лишь одному телеканалу. Устроен YouTube так, чтобы максимально вовлекать пользователей, поэтому предлагает видео, которые удерживают внимание. Это зачастую удаётся за счёт эмоций, и правые блогеры много рассказывали о теориях заговора в образовании и здравоохранении (после просмотра одного видео, пользователю рекомендовали посмотреть другое по теме), сделав ставку на пропаганду страха и ненависти.
Широкая трансляция теорий заговора (новые алгоритмы YouTube сделали так, что складывалось впечатление, будто все только о заговорах и говорят) обеспечила правому популисту Болсонару поддержку большинства и помогла найти сторонников. И распространение радикальных идей стало ещё шире. При этом правые не только не отрицают, что обязаны своим успехом алгоритмам медиа, но и продолжают вести политику с помощью троллинга и провокаций.
Так, Карлос Джорди (мускулистый и татуированный, как отмечает журналист NYT), вступил в городской совет в 2017 году с небольшими перспективами подняться в традиционной политике. Поэтому Джорди решил заручиться поддержкой с помощью YouTube и разместил видео с обвинением местных учителей в сговоре с целью насаждения среди студентов идей коммунизма. Видео завоевало, по его выражению «общенациональную аудиторию». Такая поддержка помогла ему продвинуться в федеральный законодательный орган всего спустя два года: "Если бы не было социальных сетей, меня бы здесь не было", – заявил он. Одна из обвинённых Джорди учителей, Валерия Борхес, сказала, что она и её коллеги получали множество сообщений, полных ненависти — так одно видео создало для них атмосферу страха.
Джорди сказал, что это была его цель: «Я хотел, чтобы она чувствовала страх».
Правые блогеры также продвигали теорию заговора в здравоохранении: рассказывали, будто опасный вирус Зика (имеет статус пандемии — масштабной эпидемии, затрагивающей всю территорию Бразилии — Авт.) распространяется с помощью вакцин и инсектицидов (их используют для уничтожения комаров, распространяющих заболевание — Авт.). Испуганные пациенты стали отказываться от вакцин и избегать инсектицидов. Последствия отказа больше всего задели бедные регионы страны, которые сильнее всего пострадали от вируса Зика — например, город Масейо.
Доктор Ауриен Оливьера, специалист по инфекционным заболеваниям, говорит, что пациенты все больше игнорируют её рекомендации, в том числе о процедурах, имеющих решающее значение для выживания их ребенка. "Они говорят: "Нет, я искала про это в Google и видела на YouTube", и по её словам, медицинские работники каждый день проигрывали "докторам". И с отказами от вакцинации заболевание потихоньку распространяется всё больше.
Исследователи из Гарварда обнаружили, что система рекомендаций YouTube часто направляла пользователей к каналам с теориями заговоров, когда они искали информацию о вирусе Зика — даже тех, кто сначала смотрел по теме здоровья качественные видео от авторитетных источников. Об этом писало издание Times. Представитель YouTube подтвердил выводы журналиста Times, назвав их непреднамеренными, и сказал, что компания изменит выдачу видео, касающихся вируса Зика.
Сторонники теорий заговоров обратили внимание и на тех, кто помогал людям по вопросам с резко противоположным отношением в обществе. Бернардо Кюстер стал звездой YouTube с 750 тысячами подписчиков и получил одобрение президента Болсонару, обвинив Дебору Диниз в связи с распространением вируса Зика. Дебора Диниз — активистка по защите прав женщин, защищающая в том числе их право на аборт по собственному желанию. "Система рекомендаций YouTube создала «экосистему ненависти. Сначала вы слышите, что я — враг Бразилии. Следующее видео рассказывает, что феминистки меняют традиционные ценности, а ещё следующее — что за это им платят заграничные источники", — сказала Диниз.