Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан разъяснило нормы принимаемого законопроекта о защите прав ребёнка, учитывая широкое обсуждение документа в СМИ и социальных сетях.

Сообщается, что в одобренном мажилисом парламента РК во втором чтении законопроекте по вопросам защиты прав ребенка отсутствует норма по обязательной регистрации филиалов иностранных онлайн-платформ в Казахстане.

"Упоминаемая в публикациях норма предусматривалась в первоначальной версии законопроекта, которая рассматривалась 15 сентября 2021 года в первом чтении законопроекта. На пленарном заседании по этому законопроекту были замечания, в том числе по пересмотру вышеуказанной нормы. Норму по открытию филиалов или представительств переработали и заменили на назначение своего законного представителя уполномоченного по взаимодействию с уполномоченным органом в области СМИ и только для иностранных социальных сетей и мессенджеров, доступ к которым в течение месяца составляет более ста тысяч пользователей, находящихся на территории РК", – говорится в сообщении министерства.


Кроме того, в ведомстве пояснили, что введение нормы, устанавливающей временные рамки удаления вредоносного контента, обуславливается тем, что обычно травля происходит в закрытых группах и сообществах, где выявить такие факты, не имея доступа, практически невозможно. Примером могут служить ставшие популярными в социальных сетях суицидальные группы, где мониторинг выявил много материалов суицидального характера в отношении подростков.

"Несколько месяцев ушло у министерства на удаление противоправных материалов из социальных сетей. Мониторинг сейчас фиксирует новые группы в социальных сетях, направленные также на подростков. Кроме того, сегодня предписания уполномоченного органа социальные сети рассматривают продолжительное время, поэтому актуальность удаления информации теряется и влечёт вред для детей. Фактически эти поправки никак отрицательно не повлияют на обычных пользователей, за исключением случаев, когда их действия будут подпадать под квалификацию кибербуллинга", – пояснили в министерстве.


В МИОР подчеркнули, что при разработке поправок детально изучили международный опыт и убедились, что мировое сообщество предпринимает попытки законодательного регулирования данной сферы. Например, в некоторых странах Европы приняты нормы по правовому регулированию интернет-пространства с учетом специфики местного законодательства. В странах Европы, Азии, Южной и Северной Америки проводится работа по законодательному регулированию интернет-пространства, в том числе социальных сетей и мессенджеров.


Сообщается, что ведомство в последние годы активно налаживает сотрудничество с собственниками международных социальных сетей, проведя переговоры с представителями популярных социальных сетей "ВКонтакте", "Одноклассники", Mail.ru, Livejournal, Facebook, Instagram, Tik tok, Linkendin, мессенджера Telegram, которые восприняли инициативу положительно и выразили согласие на исполнение этих норм. Сейчас иностранные социальные сети проводят работу по определению и назначению законного представителя.

"Законодательство Республики Казахстан уже запрещает цензуру. Поэтому предлагаемые нормы не противоречат положениям международного права и действующим нормам законодательства РК. Министерство в соответствии с новеллами законопроекта не наделяется компетенцией, препятствующей свободной деятельности социальных сетей и мессенджеров и ограничивающей свободу выражения мнений", – заключили в МИОР.


Читайте также: Кибербуллинг – реальная проблема или повод для ужесточения цензуры