Минздрав ответил на вопросы по качеству лекарств в Казахстане
Регистрация препарата в Казахстане занимает почти год. Только спустя множество этапов Минздрав может подтвердить его безопасность и эффективность.Первый заместитель генерального директора Национального центра экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (НЦЭЛС) Арнур Нуртаев заявил, что сегодня от казахстанцев поступает много вопросов по качеству лекарственных препаратов.
Он заверил, что система оборота лекарственных средств полностью контролируется, включая регистрацию и сертификацию.
"Регистрация – длительный процесс, который предусматривает много этапов, различных экспертиз. Это примерно в течение года осуществляется. В результате подтверждается, что препарат является качественным и безопасным. Каждая партия лекарств, которая поступает в республику, проходит процедуру сертификации. То есть ещё раз, двойной контроль на то, что препарат является действенным", – сказал Арнур Нуртаев на пресс-конференции в СЦК.
В Казахстане существует система фармаконадзора: заполнение жёлтых листов в случае неэффективности препарата. Каждый врач и пациент имеют право заполнить на сайте dari.kz жёлтый лист – сообщение, которое рассматривают эксперты. Они уже делают выводы о препарате. Однако часто бывает так, что побочные эффекты уже были указаны в инструкции к лекарству, но пациент или врач их не учли, отметил Арнур Нуртаев.
Затронул он и тему оригинальных лекарств и генериков (дженериков, аналогов). Генерические препараты, по словам Арнура Нуртаева, полностью соответствуют эффективности и безопасности оригинального. Они проходят много сравнительных испытаний, которые это подтверждают. Нужны они для того, чтобы увеличить охват пациентов бесплатными лекарствами.
"Все государства мира, это и европейские – стремятся к увеличению доли генерических копий, чтобы обеспечить как можно больше людей бесплатными лекарствами. Лекарственные средства, которые закупаются, не заменены кем-то специально. В рамках открытого конкурса, прозрачных процедур закупок, выходят генерики, которые предлагают намного ниже цену, чем оригинальные препараты, и выигрывают эти конкурсы", – отметил спикер.
Это касается и препарата "СеллСепт", о котором часто спрашивают пациенты.
"Был закуплен генерик, который стоил в два раза дешевле, чем оригинальный препарат. Экономия была 50%. В результате были проведены переговоры с производителем оригинального препарата, и он согласился в два раза дешевле поставлять в Казахстан препарат", – сказал Арнур Нуртаев.
21 февраля в СК "Фармация" объясняли, почему некоторые пациенты не могут получить бесплатные лекарства. В ТОО рассказывали, что поставляют лекарства в медорганизации по графику, однако не всегда единый дистрибьютор получает точные заявки. Часто бывает так, что некоторые пациенты остаются неучтёнными, и им не достаются лекарства.
Каждый руководитель управления здравоохранения несёт персональную ответственность за предоставление верных заявок на бесплатные лекарства.