Такие факты были озвучены на заседании консультативного совета при Департаменте госдоходов по Карагандинской области. 

"Теневая экономика и недобросовестная конкуренция - вот главные барьеры автотранспорта области. Сегодня в регионе высокий уровень теневой экономики на пассажирском транспорте. Нелегальные перевозки стали основным видом работы самозанятых граждан. Потеря доходов в бюджет в масштабе страны исчисляется миллиардами", - заявил директор объединения юридических лиц Ассоциации автотранспортных предприятий области Айнитдин Буралкин. 

По словам Айнитдина Буралкина, от перевозок только между Карагандой и Астаной ежегодно мимо кассы уходит порядка 650 млн тенге. В областном центре работают девять автоперевозчиков, из которых один не имеет ни одного собственного автобуса, остальные арендуют от 30% до 90% транспорта и только два предприятия, по сути, перевозчиками и являются: с собственной ремонтной базой, медицинским обслуживанием, системным контролем и полным штатом сотрудников. На сегодня в Караганде 75% автобусов китайского производства, имеющие невысокие эксплуатационные качества, зачастую не отвечающие требованиям безопасности.

"Практика показывает, что перевозчики-арендаторы находятся в более выгодном положении, чем добросовестные предприятия. Ни тебе контроля, ни билетов, ни налогов. Не надо водителей и кондукторов в штат принимать, обновлять подвижной состав, нет соцотчислений. Но самое страшное - полная потеря контроля над нелегальными перевозчиками. Результат процветания бесконтрольных международных автомобильных перевозок - страшные аварии с большим количеством погибших людей. На сегодня Казахстан занимает первое место в мире по числу погибших в ДТП", - сообщил Айнитдин Буралкин. 

Директор Ассоциации перевозчиков озвучил несколько предложений, способных вывести из теневой экономики нелегальных перевозчиков. Внести изменения в законодательную базу, возродить билетный учёт, обеспечить прозрачный контроль на всех авто-предприятиях. В прошлом году органами внутренних дел были проведены только четыре акции по выявлению нелегальных перевозчиков. Этого явно недостаточно. Кроме того, на сегодня в Караганде уже начал действовать проект, как с помощью электронной системы вывести полностью наличные деньги из оборота перевозчиков. В Алматы, Шымкенте эта система действует и дает ошеломляющие результаты. 

А вот по поводу отказа от упрощённого налогового режима для перевозчиков с докладчиком оппоненты категорически не согласились. Зато оценили работу мобильного трейлера по поиску такси как нелегальный бизнес. К тому же деньги за пользование им прямиком уходят в Россию. 

"Я не согласен с вашим выступлением по всем позициям. У нас очень высокий тариф по перевозкам. И получается, что такие крупные автокомбинаты, как третий, второй, пятый автопарки дотируются государством, хотя там пассажироперевозки в разы выше, чем у тех, кто работает с индивидуальными патентами. Там нужен упрощённый налоговый режим. Я не согласен, что мелкие автопредприятия не производят техосмотр. Этого не может быть - тебя остановит первый же гаишник", - заявил известный бизнесмен Николай Абт. 

Как отметил бизнесмен, сегодня все сокращают производства, люди самозанятые могут хоть так семьи свои содержать. 

"Отвергать упрощенный налоговый режим ни в коем случае нельзя, даже Германия имеет такой инструмент в экономике. Мы сегодня стремимся войти в ВТО, а чем мы будем там конкурировать? Моё мнение - в последние годы делается всё, чтобы налоговые поступления уменьшались. Все госорганы сегодня делают все дополнительные ограничения, налицо уменьшение роли ассоциаций", - отметил Абт.

"Мы исследования специальные проводили, выявили конкретные маршруты в Караганде с конкретным числом нелегальных перевозчиков, отправили эти данные во все заинтересованные органы. Прошло пять месяцев нет никакой реакции на наши исследования, мы не получили ни одного ответа", - сообщил председатель Евразийской ассоциации перевозчиков Жомарт Алдангаров. 

В острые дебаты перерос вопрос и о принятии в первом чтении парламентом о внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Казахстана по вопросам налогообложения. Собравшиеся высказали сомнения - не уменьшится ли налоговая база после принятия данных поправок. Ведь по подсчётам специалистов налоговая нагрузка на предпринимателей малого и среднего бизнеса в случае принятия данных поправок может возрасти от трёх до пяти раз. А это значит, что в теневую экономику уйдёт как минимум 30% предпринимателей. Это люди и предприятия, на которых делается ставка в развитии экономики страны.

Свои предложения консультативный совет решил направить в парламент РК.