Миллионные штрафы, но 0 тенге на возмещение ущерба: АЗРК предложило новый механизм защиты прав потребителей
В Казахстане внедрят механизм коллективных исков за потребителей, чьи права были нарушены, для возмещения их ущерба. Об этом сообщил первый заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов.
По его данным, за последние два года в бюджет страны поступило более 11 млрд тенге в виде антимонопольных штрафов.
"К сожалению, ни одного тенге не поступило в адрес потребителей. Здесь предлагается с учётом международного опыта внедрить институт коллективных исков. В чём отличие от действующих норм закона защиты прав потребителей? В том, что они направлены именно на коллективные иски, на возмещение убытков, тогда как сейчас коллективные иски подаются для устранения правонарушений", – сказал Рустам Ахметов на заседании комитета по экономической реформе в мажилисе.
Он привёл в пример возможные дела, по которым агентство сможет обеспечивать возврат средств потребителям. К примеру, по случаям нарушения прав потребителей, связанным с авиабилетами, в бюджет поступило 876 млн тенге в виде уплаты административных штрафов, при этом ущерб потребителей составил 13 млрд тенге, однако им ничего не возместили.
"Очень важна для коллективного иска однородность предъявляемых требований. Например, для авиакомпаний, в отношении которых мы взыскали более 800 млн тенге, однородность потребителей будет заключаться в том, что у них есть одни и те же требования, возникающие из конкретного правонарушения. Например, включали (в стоимость билетов. – Авт.) топливный сбор незаконно. Соответственно, все, кто купил билеты, в которых был учтён топливный сбор, имеют право подать соответствующий коллективный иск. Это и будет определять однородность требований в отношении потребителей", – объяснил зампредседателя агентства.
"Наши расследования позволят нам в рамках этого института обеспечить подачу исков от лица десятков, сотен, тысяч потребителей и обеспечить возврат средств в интересах этих потребителей. Есть и аналогичные зарубежные кейсы, которые мы будем в будущем применять у нас в Казахстане. Например, было замедление (работы. – Авт.) iPhone, в зарубежных юрисдикциях были коллективные иски, обеспечившие возврат потребителям 25 долларов каждому", – добавил Рустам Ахметов.
Аналогичные кейсы будут реализованы и в Казахстане в случае создания такого правового механизма, заключил он.