Медстрахование в Казахстане призвано "заткнуть дыру" в системе здравоохранения – Азат Перуашев
Депутат Азат Перуашев подверг резкой критике законопроект о внедрении медицинского страхования и создании фонда медстрахования.Он опасается, что средства фонда медицинского страхования, который планируют создать в Казахстане, будут расходоваться неэффективно.
"Эта система противоречит принципам современной налоговой политики, где мы давно отказались от целевых налогов, уже забытых всеми – дорожный налог, налог на бездетность и так далее. Но даже принимая эту реформу, нужно определиться, учитывая негативный прошлый опыт: какие механизмы будут созданы для защиты средств такого фонда, во-первых, от коррупции, во-вторых, от инфляции и девальвации и в целом от неэффективного управления", – заявил депутат.
"Напомню один пример. По данным исполнения бюджета за 2014 год в национальном медицинском холдинге и его дочерних организациях, было закуплено и простаивает без использования 452 единицы медицинского оборудования, на приобретение которого было затрачено миллиард двести миллионов тенге. Где гарантия, что собранные средства предпринимателей и их работников не будут точно также разбазариваться и после создания фонда?" – задаётся вопросом мажилисмен.
Он подчеркнул, что меры персональной ответственности руководителей за неэффективное распоряжение средствами, должны быть прямо прописаны в этом законе.
Перуашев напомним собравшимся, что ряд предприятий имеет на балансе свои медучреждения.
"На ряд предприятий работают собственные поликлиники и профилактории, оказывающий широкий спектр медицинских услуг от осмотра, профилактики, до лечения, в основном за средства работодателя, либо работают корпоративные договоры с поликлиниками на такие услуги. Почему бы эти расходы работодателя не включить в зачёт при начислении платежей в фонд медицинского страхования. Тем более, что такие расходы могут оказаться больше предлагаемых взносов", - внёс предложение депутат.
По его мнению, увеличение финансирования системы здравоохранения через создание фонда должно быть привязано к повышению качества медицины.
"Полагаю, что справедливо ожидать: платишь больше - а значит, можешь законно рассчитывать на большие внимание и заботу. А поскольку в тексте законопроекта такой взаимозависимости не прослеживается, то изменений в этой части не предвидится. Но это неправильно", – продолжил мажилисмен.
"Сегодня где угодно можно встретить негуманное отношение к рядовым пациентам. Здравоохранение порой больше гонится за статистикой, чем за здоровьем людей. Тяжелых больных иногда медучреждения "отфутболивают" друг другу, отказывая в госпитализации, чтобы не портить показатели. Я это говорю не с чужих слов", – возмутился Перуашев.
Тем не менее, депутат поддержал главу Министерства здравоохранения и социального развития. Он заявил, что в законопроект необходимо внести предложения мажилисменов.
"Мы действительно видим искреннее и очень добросовестное отношение руководства Минздрава, самой Тамары Касеновны (Дуйсенова – министр здравохранения и соцразвития. – Авт.), но я лично не увидел их решения в предложенном законопроекте. Считаю, что во втором чтении необходимо учесть сказанное, и я, в том числе, готов помогать разработчикам, а до того, я не могу поддержать данный законопроект", – заключил Перуашев.
Между тем, депутаты Мажилиса поддержали в первом чтении проект закона "Об обязательном социальном медицинском страховании".
Согласно документу, с 2017 года планируется, что работодатели будут вносить взносы за своих работников в Фонд обязательного медицинского страхования. Процент ставки будет поэтапно повышаться: с 4% в 2017 году до 7% в 2024 году. Общий размер ставки взносов работодателей составит 5% от дохода, при этом отчисления начинаются с 2% в 2017 году, 3% в 2018 году, 4% в 2019 году и с 2020 года – 5%. Ставка государства за граждан, относящихся к социально-уязвимым слоям населения, составит 7% от среднемесячной заработной платы.