"Лукойл" намерен приобрести доли на казахстанском шельфе Каспийского моря
"Лукойл" обсуждает с "Казмунайгазом" вхождение в проекты Женис и I-P-2 в казахстанской части шельфа Каспийского моря.Российская нефтяная компания "Лукойл", имея мало перспектив получить новые морские участки в РФ, хочет приобрести доли в двух новых блоках на казахстанском шельфе Каспийского моря, сообщает "Коммерсантъ".
"Лукойл" обсуждает с "Казмунайгазом" вхождение в проекты Женис и I-P-2 в казахстанской части шельфа Каспийского моря, отметил министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев. Эти новые участки находятся в южной части казахстанского шельфа, недалеко от этого района находятся и другие совместные предприятия "Лукойла" и "Казмунайгаза" – Центральное (у "Лукойла" и "Газпром нефти" – по 25%) и Хвалынское месторождения (доля российской компании – 50%).
О том, что "Лукойл" изучает два блока "вдоль границы с РФ", глава нефтекомпании Вагит Алекперов говорил в феврале.
Читайте также: В два раза больше товарного бензина начал производить НПЗ в Атырау
Интерес к морским участкам в Казахстане глава "Лукойла" объяснял облегчением с 2018 года налогового законодательства для работы на шельфе, что позволяет иметь хорошую норму рентабельности на сложнопостроенных месторождениях. Теперь вместо платежа по возмещению исторических затрат, налога на добычу полезных ископаемых и налога на сверхприбыль там действует альтернативный налог с гибкой ставкой, учитывающей волатильность цен на нефть. При цене ниже 50 долларов за баррель налог нулевой, далее он растёт вместе с ценой до максимума в 30% при цене 90 долларов за баррель.
В Казахстане "Лукойл" владеет долями в трёх нефтяных проектах: Тенгиз (доля 5%), Карачаганак (13,5%) и Кумколь (50%). Доля нефтекомпании в доказанных запасах на 2016 год – около 63 млн тонн нефтяного эквивалента, из них нефти – более 42 млн тонн, в добыче – 4,7 млн тонн, из которых 3,1 млн тонн нефти. Также "Лукойл" осваивает месторождения на севере Каспия в российском секторе – имени Филановского и Корчагина.
В 2000-х годах международные инвесторы проявляли активный интерес к казахстанской части каспийского шельфа как из-за роста нефтяных цен, так и в связи с ожиданием крупных открытий.
По оценке Gaffney, Cline & Associates, сделанной без учёта запасов Северо-Каспийского проекта (Кашаган, Актоты, Кайран и Каламкас-море), ресурсы казахстанского шельфа составляют 2,3 млрд тонн нефти.
В 2011 году наступил перелом, в том числе из-за неудачных результатов разведки. "Лукойл" на двух участках Аташ и Тюб-Караган пробурил "сухие" скважины, как и "Роснефть" на Курмангазы. Кроме того, на пике нефтяных цен Правительство Казахстана серьёзно пересмотрело налоговую политику – было принято решение отказаться от заключения соглашений по разделу продукции по новым проектам и вести их в рамках стандартного налогового режима.
Весной 2012 года французская нефтегазовая компания Total отказалась от блока Женис, затем из проектов вышли итальянская Eni, американская ConocoPhillips и норвежская Statoil.
В октябре 2017 года сообщалось, что Россия и Казахстан реанимируют Хвалынский проект по экспорту газа в Китай через существующую газотранспортную инфраструктуру Казахстана двумя компаниями: "Лукойл" и "Газпром". Глава "Лукойла" Вагит Алекперов заявил, что компания хотела бы получить право экспорта газа именно для данного проекта.