Гордиевы узлы Алматы
Бесконечные пробки на дорогах – неразрешимая проблема южной столицы, гордиев узел, жестокая карма мегаполиса страны. Подозреваю, что имя акима или полицейского начальника, которые смогут раз и навсегда решить проблемы с заторами на дорогах, благодарные горожане запомнят надолго. Или даже впишут в Книгу почёта.Мы все помним автоколлапсы пятилетней давности, когда в городе полным ходом шло строительство сразу шести развязок. Движение на улицах и проспектах тогда было почти закрыто, объездные дороги забиты под завязку. Добираться из одной части города в другую приходилось несколько часов. Народ матерился, но терпел: все надеялись, что с открытием развязок проблемы с пробками уйдут в небытие. Но заторов не стало меньше.
Ввод в строй метрополитена, "пробивка" главных улиц до окраин города и строительство очередных развязок тоже не спасали. Журналисты informboro.kz обратились за комментариями к заместителю начальника управления административной полиции ДВД Алматы, полковнику полиции Жандосу Мураталиеву.
- Уже два года, как полномочия УДП передали в управление административной полиции. С 1 ноября 2013 года наши сотрудники работают универсальными полицейскими: принимают меры и по обеспечению безопасности дорожного движения и по предотвращению и раскрытию преступлений. А за порядком на дорогах следят строевые подразделения – полк и специализированный батальон дорожно-патрульной полиции. В полку 1082 сотрудника. В спецбатальоне – 312.
- И все отвечают за рассасывание пробок на дорогах?
- За "рассасывание", как вы говорите, отвечает в целом весь департамент. Если вы в заторе – можете набрать номер "102" и пожаловаться: такой-то перекрёсток загружен, все стоят, никто друг друга не пропускает. Информация автоматически передаётся службам дорожно-патрульной полиции. И тот, кто обслуживает этот участок, выезжает по указанному адресу и на месте переходит на ручное регулирование…
Ручная работа
Ну да, знакомая картина: перекрёсток, светофор не работает, инспектор машет жезлом, пропуская одну сторону. А с другой - водители истошно сигналят, выражая свое недовольство тем, как он разгружает поток: одним полисмен даёт две минуты на проезд, а другим одну. Оказывается, никаких временных нормативов для ручного регулирования движения у сотрудников полиции нет. Они по своему усмотрению оценивают сложившуюся обстановку и определяют, сколько минут-секунд достаточно для проезда транспорта в ту или иную сторону.
По мнению полковника Мураталиева - не поверите! - все проблемы в доступности автокредитов и повышении благосостояния граждан.
- Все говорят о финансовом кризисе, что пришло время затягивать пояса, но при этом покупательский спрос не снижается. Судите сами: на 1 апреля 2015 года в Алматы было зарегистрировано 547 тысяч транспортных средств. На 1 мая – уже 551 тысяча. Добавьте к ним ещё 200-300 тысяч автомобилей, ежедневно заезжающих в город из области. Понятно, откуда заторы?..
- И какие улицы в Алматы самые загруженные?
- Все магистральные. Проспект Аль-Фараби, по которому за сутки проезжает от 250 до 270 тысяч транспортных средств. Очень загружены улицы Тимирязева и Жандосова, особенно в часы пик – с 7.30 до 9.30 и с 17.30 до 20.00. Далее Сатпаева с переходом на Шаляпина, затем Абая, Толе би, Райымбека и Рыскулова. В Алматы вообще переполнены те улицы, которые соединяют восточную и западную части города.
Механическая работа
- Как ваши сотрудники замеряют уровень движения на основных трассах?
- Все необходимые данные выдаёт Процессинговый центр. Отслеживать ситуацию на местах позволяют 105 постов видеофиксации, которые за день выявляют до 3000 нарушений ПДД. Недавно ещё закупили 10 КСПИ – это мобильные комплексы, благодаря которым мы мониторим обстановку на аварийно-опасных участках. Планируем выставлять эти комплексы в разных районах города, меняя их дислокацию. Кстати, к нашим техническим средствам относятся не только камеры видеонаблюдения, но и скоростемеры, дорожные знаки и светофорные объекты. Ну и, конечно, Центр оперативного управления ДВД Алматы. ЦОУ оказывает помощь в получении заявок по дорожно-транспортным происшествиям и по проблемным участкам.
Вот произошло ДТП – его участники по полчаса договариваются о сумме компенсации. В итоге – затор. Наконец, кто-то из водителей не выдержал и позвонил на 102. И тогда из ЦОУ информация поступает в дежурную часть дорожно-патрульной полиции.
Звонят граждане не только по поводу ДТП. Они также просят обновить затёршиеся со временем разметки на дорогах, заменить испорченные дорожные знаки и сломавшиеся опоры светофоров. И часто – подрезать летом ветки деревьев, из-за которых водителям не видно дорожных знаков. Ещё регулярные жалобы поступают от лиц, которые хотели бы решить свои частные проблемы: как правило, это просьбы владельцев частного сектора установить на проезжей части возле их дома дополнительные дорожные знаки и запретить въезд в их сторону других машин. В любом случае, все жалобы и предложения, поступившие на телефон доверия Управления административной полиции, обобщаются.
Во избежание бюрократических проволочек полковник Мураталиев советует всем гражданам, у которых возникли вопросы, жалобы и претензии к сотрудникам дорожно-патрульной полиции, обращаться с письменными заявлениями в Управление административной полиции.
Два глаза хорошо. А три – лучше
Отдельная тема – работа светофоров. Если в центральной части города все перекрёстки оснащены светофорами с таймерами обратного отсчёта, то на периферии они доживают свой век. Нередко перестают работать из-за перебоев с подачей электроэнергии. Вот тогда и появляются заторы. И никакого ручного регулирования нет и в помине!
- Жандос Дуйсебаевич, как часто в Алматы меняют старых «трёхглазиков»?
- На тех перекрёстках, где установлены светофоры с таймерами обратного отсчёта, количество ДТП сократилось на 30-40%. Они однозначно дисциплинируют и водителей, и пешеходов. Всего в Алматы сегодня 338 светофорных объектов, из них 240 подключены к центру управления.
- А нет у вас желания внедрить в Алматы передовой опыт зарубежных коллег в плане организации дорожного движения – как в Токио, Мехико, Дели?
- Наши сотрудники периодически выезжают в командировки. Бывали в Китае, Малайзии, Сингапуре, Южной Корее, где ознакомились с организацией дорожного движения. Но в каждом регионе своя специфика.
Вот мой сотрудник в прошлом году съездил в Китай, и говорит, что, не увидел ни одного светофора. Стоят дорожные знаки, и все соблюдают правила, при этом нет ни одного ДТП и ни одного затора. Удивительно!
Мы были в Нидерландах, Германии, Австрии, и кое-что хотели бы перенять оттуда. Например, обособленные полосы на дороге для передвижения общественного транспорта. Сейчас с акиматом Алматы разрабатываем проект по введению нескольких улиц только с движением общественного транспорта.
Не в своих санях
- А другие варианты решения проблем не рассматриваете? Например, введение платных шестиполосных дорог? Запуск безрельсового транспорта или строительство многоуровневых развязок?
- Вы сами видите, что расширение дорог и строительство развязок особого результата пока не приносит. Прежде чем ввести платные дороги, мы хотим развить общественный транспорт. Если вы живете в микрорайоне "Аксай", а вам надо попасть в микрорайон "Самал", то на общественном транспорте вы должны доехать быстрее, чем на личном. Метро – лучший вариант. Сейчас идет оптимизация общественного транспорта по проспекту Абая, где мы хотим выделить полосу для проезда автобусов и троллейбусов. Другие транспортные средства туда заезжать не будут. Да, ещё ежедневно более 20 тысяч человек пользуются метро…
- Есть планы по усовершенствованию существующей системы дорожного движения в Алматы?
- Планируем пробивку проспектов Абая и Толе би. Полным ходом идёт строительство развязок на Саина – Рыскулова и Райымбека – Калкаман. Уже согласованы проекты по строительству развязок на Рыскулова – Тлендиева и Рыскулова – Емцова. Внесены предложения по строительству развязки на пересечении Рыскулова – Кульджинский тракт. Городской акимат утвердил проект объездной группы по проспекту Райымбека со стороны Каскелена.
Будут построены новый автовокзал и разворотные площадки для областных общественных транспортных средств: въезжая в Алматы, иногородние водители рейсовых автобусов могли бы оставлять там свои "железные тулпары".
Поймите, очень многое из того, что нас волнует, связано с финансированием. А деньги к нам поступают из акимата, так что без помощи городских властей нам не обойтись. Мы благодарны акиму за его поддержку, заботу и внимание…
Тревоги и надежды полицейских понятны. Одно только смущает: задумка властей пересадить как можно больше горожан на общественный транспорт... Для чего вообще тогда гражданам Казахстана покупать "железных коней" – тем более по открывшейся 20 апреля программе льготного автокредитования? Чтобы оставлять их у станций метро?..
Количество зарегистрированных легковых автомобилей в Казахстане в январе-марте 2015 года составило 229,631 тыс. единица, что на 86,1% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Большая часть зарегистрированных в январе-марте легковых машин старше 10 лет (85,085 тыс. единиц), далее идут прочие (43,163 тыс. единицы) и автомобили, выпущенные более 3 лет, но не более 7 лет назад (37,363 тыс. единицы). Всего по состоянию на 1 апреля 2015 года в республике насчитывается 4 млн 327,8 тыс. единиц легкового автотранспорта.
Вспоминается старый анекдот в тему: 25 октября 1917 года некая барышня, узнав об идее большевиков избавиться от богатых, грустно заметила, что её дедушка-декабрист когда-то мечтал, чтобы в стране не было бедных…