Конституционный суд вынес рекомендации по совершенствованию судебной системы
Рассмотреть вопрос совершенствования законодательства в сфере судебной системы рекомендовали Верховному суду и Высшему судебному совету.Конституционный суд рекомендовал Верховному суду и Высшему судебному совету рассмотреть вопрос совершенствования законодательства в сфере судебной системы, сообщает пресс-служба суда.
Поводом для этого послужило обращение гражданина Дуйсембиева К.К. о рассмотрении на соответствие Конституции РК положений Конституционного закона "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" и Закона "О Высшем судебном совете", в соответствии с которыми решение Комиссии по качеству правосудия при Верховном суде или Судебного жюри при Высшем судебном совете может быть обжаловано судьёй в Высший судебный совет.
"По мнению автора обращения, ограничительные нормы обжалования решений Комиссии или Судебного жюри только в Высший судебный совет исключают возможность реализовать предусмотренное Конституцией фундаментальное право гражданина на судебную защиту лиц", – говорится в сообщении.
Конституционный суд постановил, что пункт 4 статьи 44, пункт 3 статьи 44-1 Конституционного закона и пункт 1 статьи 24 Закона соответствуют пункту 2 статьи 13 Конституции Республики Казахстан, однако рекомендовал Верховному суду и Высшему судебному совету для более полного обеспечения прав судей рассмотреть вопрос о дальнейшем совершенствовании законодательства о судебной системе и статусе судей в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда, содержащимися в нормативном постановлении.
Правовые позиции Конституционного Суда:
- Специфика судебной деятельности предопределяет необходимость обеспечения гарантий независимости, высокого уровня квалификации и морально-этических качеств судей, в связи с чем государство вправе определять для граждан правила замещения судейских должностей, предъявлять особые требования и устанавливать запреты и ограничения, а также процедуры прекращения полномочий.
- В пункте 1 статьи 79 Конституции закреплено, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены исключительно по основаниям, установленным законом. В качестве таких оснований Конституционный закон признает, в частности, решение Комиссии о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности, а также решение Судебного жюри о необходимости освобождения от должности судьи за совершение им дисциплинарного проступка или невыполнение требований, указанных в статье 28 Конституционного закона.
- Исходя из интересов обеспечения правовой стабильности положения судьи, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств, связанных с привлечением его к дисциплинарной ответственности и применением к нему иных мер, государством установлено многоступенчатое производство по освобождению судей от занимаемой должности, состоящее из нескольких самостоятельных этапов. Решения на каждом этапе принимаются коллегиально с участием самого судьи, который правомочен знакомиться со всеми материалами, давать объяснения, приглашать других лиц и представлять иные документы.
- Конституционный закон и Закон устанавливают также особый порядок обжалования решений Комиссии или Судебного жюри – в Высший Судебный Совет, который вправе отменить эти решения.
- Конституционный суд полагает, что ввиду особого порядка освобождения от должности судьи установленная Конституционным законом и Законом процедура обжалования решений Комиссии или Судебного жюри в Высший судебный совет не ущемляет их право на судебную защиту, закреплённое в пункте 2 статьи 13 Конституции.
- Вместе с тем, принимая во внимание последствия решений Комиссии или Судебного жюри, влекущие ограничения в правах судей, в процедурах рассмотрения материалов следует предусмотреть возможность участия защитника и пользования другими инструментами защиты своих интересов.
- Важным является законодательное регулирование основных критериев оценки профессиональной деятельности судей с целью обеспечения надлежащего качества правосудия, продвижения по службе и их независимости. Все эти меры должны быть выработаны совместными усилиями Верховного суда и Высшего судебного совета при широком участии судейского сообщества.
С полным текстом нормативного постановления можно ознакомиться здесь.