Казахстанские автопроизводители пока не почувствовали эффекта от льготного кредитования
Почти два месяца назад казахстанцам начали выдавать дешёвые кредиты на автомобили отечественной сборки. Производители авто пока не могут сказать, что программа каким-то положительным образом сказывается на них.В программе льготного автокредитования, которая стартовала в Казахстане с 20 апреля, участвуют три отечественных производителя автомобилей. Это "Азия авто", "Сарыарка атопром" и "Агромашхолдинг". Корреспондент informburo.kz обратился к этим автомобилестроительным предприятиям, чтобы узнать, какие изменения внесла программа льготного кредитования в их работу.
"В целом пока еще рано говорить о том, какую роль сыграла данная программа, как для производства, так и для потребителей и ритейла", считают в "Азия Авто". Такого же мнения придерживается руководство АО "Группа компаний Аллюр", куда входит ТОО "СарыаркаАвтоПром" и АО "Агромашхолдинг".
Костанайские производители авто также рассказали, что ещё до запуска программ, желающие купить автомобили Peugeot и SsangYong оборвали телефоны. С запуском программы посещаемость автоцентров вовсе выросла в три раза. Поэтому автосалонам даже пришлось увеличить время работы на несколько часов.
Тем не менее, отечественные автосборочные заводы пока не берутся говорить о том, что программа льготного автокредитования "заметно повлияла на работу".
Стоит вспомнить, что 1 января 2015 года в странах Таможенного союза была введена нулевая ставка НДС и акцизов для транспорта. Кроме того, произошло резкое ослабление российского рубля. Представители "Азия авто" считают, что эти факторы стали причиной того, что в Казахстан хлынул поток доступного, но представляющего угрозу транспорта.
"В страну хлынул колоссальный поток транспорта, представляющего техническую и экологическую угрозу. И это не общие слова. Представьте себе КамАЗ, выпущенный в начале 90-х, не отвечающий нормам токсичности даже десятилетней давности и не получавший должного обслуживания. Это касается и легковых авто – 75% ввоза с территории РФ составлял секонд-хэнд. Именно такая техника в беспрецедентных объемах поступала на территорию Казахстана в течение последних месяцев".
По данным "Группы компаний Аллюр", за четыре месяца с начала года из России в Казахстан завезено более 100 тысяч автомобилей. Компания опасается, что отечественный авторынок может превратиться "в склад подержанных автомобилей" или "автобарахолку".
Согласно данным Банка развития Казахстана (БРК), который является оператором программы, на 2 июня одобрено 2 759 заявок на покупку автомобилей отечественной сборки. В программе льготного автокредитования участвуют следующие шесть банков второго уровня: Народный банк, Сбербанк, Евразийский банк, Банк ЦентрКредит, ForteBank и АТФ Банк. Ранее председатель правления БРК Болат Жамишев заявлял, что из выделенных государством 15 млрд тенге освоено только 40%. По программе льготного автокредитования на выбор казахстанцам представлены 55 моделей авто таких брендов, как SsangYong, Peugeot, Hyundai, Kia, Chevrolet, Skoda и другие. Все автомобили собираются на предприятиях ТОО "СарыаркаАвтоПром", АО "АгромашХолдинг" и АО "Азия Авто".