В программе льготного автокредитования, которая стартовала в Казахстане с 20 апреля, участвуют три отечественных производителя автомобилей. Это "Азия авто", "Сарыарка атопром" и "Агромашхолдинг". Корреспондент informburo.kz обратился к этим автомобилестроительным предприятиям, чтобы узнать, какие изменения внесла программа льготного кредитования в их работу.

"В целом пока еще рано говорить о том, какую роль сыграла данная программа, как для производства, так и для потребителей и ритейла", считают в "Азия Авто". Такого же мнения придерживается руководство АО "Группа компаний Аллюр", куда входит ТОО "СарыаркаАвтоПром" и АО "Агромашхолдинг".

Костанайские производители авто также рассказали, что ещё до запуска программ, желающие купить автомобили Peugeot и SsangYong оборвали телефоны. С запуском программы посещаемость автоцентров вовсе выросла в три раза. Поэтому автосалонам даже пришлось увеличить время работы на несколько часов.

Тем не менее, отечественные автосборочные заводы пока не берутся говорить о том, что программа льготного автокредитования "заметно повлияла на работу".

Стоит вспомнить, что 1 января 2015 года в странах Таможенного союза была введена нулевая ставка НДС и акцизов для транспорта. Кроме того, произошло резкое ослабление российского рубля. Представители "Азия авто" считают, что эти факторы стали причиной того, что в Казахстан хлынул поток доступного, но представляющего угрозу транспорта.

"В страну хлынул колоссальный поток транспорта, представляющего техническую и экологическую угрозу. И это не общие слова. Представьте себе КамАЗ, выпущенный в начале 90-х, не отвечающий нормам токсичности даже десятилетней давности и не получавший должного обслуживания. Это касается и легковых авто – 75% ввоза с территории РФ составлял секонд-хэнд. Именно такая техника в беспрецедентных объемах поступала на территорию Казахстана в течение последних месяцев".

По данным "Группы компаний Аллюр", за четыре месяца с начала года из России в Казахстан завезено более 100 тысяч автомобилей. Компания опасается, что отечественный авторынок может превратиться "в склад подержанных автомобилей" или "автобарахолку". 

Согласно данным Банка развития Казахстана (БРК), который является оператором программы, на 2 июня одобрено 2 759 заявок на покупку автомобилей отечественной сборки. В программе льготного автокредитования участвуют следующие шесть банков второго уровня: Народный банк, Сбербанк, Евразийский банк, Банк ЦентрКредит, ForteBank и АТФ Банк. Ранее председатель правления БРК Болат Жамишев заявлял, что из выделенных государством 15 млрд тенге освоено только 40%. По программе льготного автокредитования на выбор казахстанцам представлены 55 моделей авто таких брендов, как SsangYong, Peugeot, Hyundai, Kia, Chevrolet, Skoda и другие. Все автомобили собираются на предприятиях ТОО "СарыаркаАвтоПром", АО "АгромашХолдинг" и АО "Азия Авто".