Казахстанские НПЗ покроют 70% потребности внутреннего рынка в реактивном топливе
Стандарт реактивного топлива Минэнерго планирует внедрить во втором квартале 2018 года.В 2018 году Министерство энергетики планирует закрыть потребность отечественных авиакомпаний в авиакеросине до 70%. Сейчас это топливо производят только на Шымкентском НПЗ, что покрывает почти 50% потребности.
"В связи с завершением модернизации Павлодарский НПЗ готов будет производить авиакеросин. Но там их куча разных (видов авиакеросина. – Авт.). У нас на рынке был старый российский стандарт ТС-1. Наши Атырауский и Павлодарский (заводы. – Авт.) должны Jet A производить. Но его очень долго сертифицировать, что может занять до года. С каждой авиакомпанией, по каждому двигателю – это долгая история. Сейчас, наверное, после обеда будем собираться. Скорее всего сделаем стандарт РТ – реактивное топливо, я думаю, со второго квартала примерно начнут производить РТ. Это стандарт, который могут потреблять все авиакомпании. Соответственно, в этом году мы ставим перед собой задачу – 70%. Мы бы хотели 100%, но бумаги нужно оформлять", – сказал министр энергетики Канат Бозумбаев во время пресс-конференции в Доме Правительства.
Он добавил, что стандарт планируют внедрить со второго квартала 2018 года. И это зависит не только от чиновников, но и от расторопности самих авиакомпаний.
"Но, конечно, первый квартал уже пройдёт. И часть импортироваться будет", – сделал ремарку министр.
Он отметил, что сейчас авиакомпании не жалуются министерству на нехватку авиакеросина и даже благодарят.
"Я насколько слышал и прессу читал, Air Astana не жалуется на Минэнерго, она, наоборот, благодарит. Потому что мы включились по импорту и помогли им в прошлом году. Последние шесть месяцев я только со своими коллегами шесть раз разговаривал, и мой заместитель специально в Москву несколько раз ездил и всё время в контакте с вице-президентом Air Astana, который занимается обеспечением топлива. Я знаю, что какие-то другие авиакомпании хотят, чтобы мы тоже ездили в Москву и тоже за них эту работу делали. Но мы не являемся маркетинговым отделом даже такой уважаемой авиакомпании, как SCAT. Они точно так же могут поехать на НПЗ, дать соответствующую цену и привезти авиакеросин. А что тут жаловаться, не знаю", – сказал Канат Бозумбаев.
Министр объяснил свой подробный ответ тем, что сталкивается со спекуляцией темы обеспечения авиакеросином в стране. Он добавил, что министерство не распределяет отечественный авиакеросин, а только производит. Есть соответствующие ведомства, которые составляют график и распределяют.
"Я не имею к этому отношения и не хочу даже иметь. Я не знаю, какое количество авиакеросина есть у авиакомпаний. У авиакомпаний есть свой министр – фамилия его Касымбек Женис (министр по инвестициям и развитию. – Авт). Задайте ему этот вопрос", – сказал Канат Бозумбаев.
В декабре прошлого года авиакомпания SCAT вновь заявила об угрозе срыва рейсов из-за дефицита топлива. По информации перевозчика, ТОО "PetroSun" представило авиаперевозчику соглашение на отгрузку только 780 тонн топлива, что составляет менее 20% от утверждённого объёма в 4875 тонн.
Редакция Informburo.kz направила официальный запрос на получение информации в компанию PetroSun ещё 14 декабря, однако ответа так и не последовало.
Тем временем ситуацию с дефицитом подтвердили и в Air Astana, где уточнили, что в компании нынешних запасов всё-таки хватит до конца января.
Подробности о положении с топливным кризисом опубликовал ранее экономист Денис Кривошеев. При этом информацию общественного деятеля подтвердили и в самих авиакомпаниях.
"Последние месяцы Air Astana получает дополнительные объёмы помимо рамочных договоренностей, в частности, запрос у них был на 15 тысяч тонн, но получают они около 5 тысяч. В общем, выторговали, что хотели, несмотря на то, что общий объём производимого авиакеросина сокращается, ведь страну захлестнула нехватка зимнего дизтоплива и все силы переброшены на локализацию этого кризиса. Остальным же участникам рынка не только в дополнительных объёмах отказали, но даже и заявленные не поставляются: SCAT вместо 4875 получит всего 780 тонн. Это ставит компанию на грань разорения. Для исполнения обязательств придётся закупать 4 тысячи тонн на открытом рынке, а это около 300 миллионов тенге дополнительных расходов. Сможет ли компания выполнить свои обязательства по субсидируемым рейсам и выжить, большой вопрос. Если ситуацию не пересмотрят, возможно, новый год для авиации будет совсем другим", – написал Кривошеев.
После переговоров перевозчиков и государства в Министерстве энергетики РК всё-таки решили вмешаться в сложившуюся ситуацию. По словам главы ведомства Каната Бозумбаева, это была исключительная мера. Стоит отметить, что, несмотря на господдержку, дополнительные объёмы топлива получили далеко не все авиакомпании.
26 декабря Канат Бозумбаев рассказал, что сегодня Казахстан производит топливо только на Шымкентском НПЗ, ещё крайне небольшой объём поступает из Атырау. Как выяснилось, связано это с несовершенством технологии наших нефтеперерабатывающих заводов.