Казахстанцы привыкли к дешевому российскому бензину – эксперт
На фоне снижающейся стоимости нефти, Казахстан повышает акцизы на бензин, чтобы увеличить отчисления в бюджет.Цены на нефть достигли исторического минимума. На этой неделе стоимость барреля нефти упала ниже отметки 40 долларов за баррель. такое снижение произошло впервые с 90-х годов прошлого века. По логике простых казахстанцев, стоимость бензина должна упасть, однако государство повысило акцизы, что сохранит стоимость бензина на этой же отметке, либо увеличит ее на 3-4 тенге.
По мнению финансиста Ораза Жандосова, дешевеющая нефть создает хорошие условия для повышения акцизов на бензин и увеличению бюджета.
"Зачем акцизы на бензин повысили? Налоги же нужно брать откуда-то! С бензина хороший налог. Понятно, что если нефть дешевеет, то цена на бензин падает. Но государство повысило акцизы на бензин, что логично в нынешней ситуации. Акцизы на бензин лучше повышать, когда цена на нефть низкая", - заявил финансист.
А экономист Айдахар Кусаинов утверждает, что понижение цен на нефть и повышение акцизов на бензин не связаны.
"Нефть сама по себе падает, акцизы сами по себе повышаются. Так совпало. Ставки акцизов - это налоги. Сегодня ситуация такая, что бензин сегодня дешевле, чем год назад. Сейчас литр бензина стоит 125 тенге, а год назад он стоил 128 тенге. Поэтому скорое повышение акцизов добавит те самые 3-4 тенге. Цены за год не изменятся", - заявил экономист.
Как он утверждает, казахстанцы привыкли к дешевому российскому бензину.
"К нам приходил несправедливо дешёвый российский бензин и все почему-то подумали, что это честная цена. Она искусственная. Если кто-то в январе BMW X5 купил в России за 50 тысяч долларов из-за девальвации, то это не значит, что BMW X5 стоит 50 тысяч долларов, она стоит 100 тысяч долларов, просто из-за девальвации рубля появилась возможность купить что-то дешево. Точно такая же ситуация была с бензином. Год назад бензин у нас стоил 128 тенге, то, что он подешевел, это произошло ситуативно, искусственно из-за девальвации рубля. Когда фактор девальвации убрался, цены должны вернуться к разумным пределам. Раз они не возвращаются, так как цены на нефть падают, то государство просто повышает акцизы. Если раньше бензин стоил 128-130 тенге, то сейчас эти 3-4 тенге будут идти в государство", - добавил он.
При этом, по его словам, повышение или снижение акцизов - это обычная практика.
"Рынок зависит от налоговых условий. В Европе налоги в цене бензина – 70%. Европейцы не кричат об этом. Алкоголь в каких-то странах безакцизный, а в каких-то странах акцизы составляют 50%. В каких-то странах НДС 16%, в каких-то 18%. Это налоговый режим, который формируется каждой страной. У нас регулирование цен на бензин не регулируется. Рыночная стоимость сегодня 125 тенге. Сейчас государство увеличивает акцизы, и бензин будет стоить снова 128-129 тенге", - заявил Кусаинов.