Казахстан разработал проект межправительственного соглашения с РФ, которое даёт отечественным угольщикам право приоритетного доступа к экспортным портам России, пишет Коммерсантъ.

Астана намерена с 2018 года вывозить через экспортные порты РФ более 14 млн тонн угля в ежегодно. В первую очередь на Дальний Восток. Ожидается, что при этом Казахстан получит до 10% всего объёма экспортной перевалки угля в РФ и до 50% мощностей отдельных портов.

Срок действия соглашения – 25 лет. В последующие годы объём может быть увеличен. В проекте соглашения обозначено, что ежегодно до 1 октября стороны согласуют объёмы и направления движения. Тарифы железной дороги и портов для этого угля не должны быть выше, чем для российского. Сегодня проект обсуждают Министерство по инвестициям и развитию РК и Минтранс РФ.

"27 сентября наше предложение было отправлено российской стороне. 30 октября они ответили, что в принципе готовы дополнительно доработать с учётом наших интересов", – рассказал заместитель исполнительного директора Ассоциации горно-металлургических предприятий (АГМП) Казахстана Максим Кононов.

Он надеется, что соглашение подпишут в декабре. По данным АГМП, в 2016 году экспорт угля из Казахстана через порты РФ упал на 23% – до 2,98 млн тонн. Львиная доля этого объёма ушла на Балтику. Дальний Восток перспективен для казахстанского угля, но при потенциале экспорта до 3,2 млн тонн Астана отгружает лишь 100 тысяч тонн в год.

Проект дополняет правила недискриминационного доступа к портовым услугам в РФ. В частности, в этом документе вводится квота по межправительственным соглашениям со странами ЕАЭС. Они получают преимущество даже перед долгосрочными клиентами из России.

Как пояснил Максим Кононов, речь идёт в основном об экспорте с Шубаркольского месторождения. На Дальнем Востоке интересен прежде всего порт Восточный (Находка), который к 2019 году сможет переваливать до 30 млн тонн в год.

Казахстан в свою очередь просит Россию ускорить согласование правил недискриминационного доступа. В то же время представитель первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова отметил, что в секретариат вице-премьера проект соглашения не поступал. Но в конце октября документ получил Минтранс РФ. Проект соглашения запросили Росжелдор, ОАО РЖД, Совет потребителей услуг ОАО РЖД и Союз операторов железнодорожного транспорта.

Российские угольщики и стивидоры (компании, занимающиеся погрузкой и разгрузкой судов. – Авт.) против льгот для конкурентов. На фоне высокого спроса железнодорожная и портовая инфраструктура Дальнего Востока перегружена и не справляется даже с экспортом угля из РФ.

Совет потребителей, где широко представлены угольщики РФ, полагает, что приоритетный доступ Казахстана к железнодорожной инфраструктуре сократит перевозки российского угля, снизит его конкурентоспособность в мире, экспорт, добычу, налоговые поступления в бюджет и число рабочих мест.

В России отмечают, что перераспределение портовых мощностей между российскими и казахстанскими угольщиками может привести к срыву долгосрочных контрактов компаний РФ.

Российские специалисты также считают, что экспорт казахстанского, в частности шубаркульского, угля при нынешних ценах вполне целесообразен, но в случае падения цены экономический эффект будет сведён к нулю.