Зимние каникулы многие казахстанцы решительно настроены провести дома. Позволить себе заграничные туры, в связи с падением курса тенге, теперь могут далеко не все. В турфирмах лихорадочно подсчитывают убытки.    

"Если ещё в летний сезон в июле (это сезон) приходили и оформлялись 80 человек в день, то сейчас в неделю, если 8 оформятся, это хорошо. Но это мы сравниваем сезон и межсезонье. Если даже мы будем сравнивать в разрезе на межсезонье, то намного меньше туристов стало, в 10 раз точно. Это ужас, я не знаю, какой мы период сейчас переживаем. Жить не на что. Если одним словом, то это просто катастрофа!", - пожаловалась корреспонденту informburo.kz  ассистент директора туристической фирмы "Саят" Елена Островская.

Отказываются от заграничного отдыха теперь даже те, кто уже вовсю грезил погреться на солнце в тропических странах или опробовать трассы популярных горнолыжных курортов. Люди, сделавшие предоплату, просят вернуть деньги.

"Нам партнёры выставляют все счета на оплату в долларах или в евро, а мы, соответственно, принимаем деньги от туристов в кассу только в тенге. Получается, если раньше цена была 1000 долларов и это стоило, грубо говоря 180 тыс тенге, то, в связи с изменением курса валюты эти 180 тыс тенге превратились, допустим, на сегодняшний день, в 308 тыс тенге. Это в два раза путёвка увеличилась в стоимости. Поэтому разом повалили заявления от туристов об отказах" - говорят в турфирме.

Но, пожалуй, главный показатель потери покупательской способности у клиентов, по словам представителя туристической фирмы, это отсутствие корпоративных заказов, которые существенно пополняли бюджет организаторов отдыха в преддверии новогодних праздников.

"У нас есть корпоративные клиенты - это строительные организации, которые из года в год у нас приобретают массово прям путёвки, именно на Новый год. В прошлом году мы отправляли в Таиланд, в этом году, несмотря на то, что Новый год уже приближается и время думать, и организовывать отдых. Корпоративные клиенты....Ни один из них не обращался", - отметила представитель компании.

По её словам, снизить цены путёвок за счёт удешевления отелей не получится. Встречающая сторона, даже рискуя потерять потенциальных клиентов, делать скидки отказывается.

"Были предприняты попытки разговоров с нашими партнёрами. Но дело в том, что, если партнёры наработаны годами, по отношению к нам, по ценообразованию "не наглеют", и чаще всего. мы сотрудничаем по себестоимости, допустим, по себестоимости отеля. А снизить себестоимость отель не может, так как она складывается из продуктов для завтрака, уборки номеров, отопления, освещения и так далее. Ниже цены, чем нам раньше выставляли, партнёры уже не могут, или они сами окажутся банкротами", - констатировала Елена Островская.

Снижать цены отели не будут в любом случае - уверены в ассоциации туроператоров. Всё потому, что потенциальный рынок казахстанских туристов для большинства заграничных курортов слишком маленький и его отсутствие едва скажется на их доходах.  

"Если в прошлом году, когда в России начался кризис, встречающая сторона начала терять прибыль - большой рынок туристов, они тогда шли навстречу и всякие разные спецтарифы создавали для них, то для Казахстана нет такого - рынок маленький. У них сейчас большой наплыв из Китая туристов", - пояснила директор ассоциации туроператоров Республики Казахстан Лаура Галиева.

А вот авиакомпании, причём не только отечественные, но и зарубежные, по её словам, терять клиентов не хотят и для партнёров-туроператоров делают скидки. Правда, насколько дешевле билеты на самолёт обходятся организаторам отдыха, чем конечным потребителям, представитель отрасли рассказывать не стала.

" Я не могу этого конечно говорить, потому что каждая авиакомпания по-своему корректирует тарифы. Авиакомпании, понимая, что ситуация кризисная, они сейчас идут навстречу и создают специальные тарифы для туроператоров, которые приемлемы в данной ситуации" - проинформировала директор ассоциации.

Туристический рынок в том виде, который есть сейчас, просуществует не больше двух лет - заявляют эксперты. И дело не только в том, что путешествия стали настоящей роскошью. Многие участники этого рынка привыкли играть по своим собственным правилам и не согласны консолидироваться.

" Через 2 года, я думаю, произойдет катастрофическая смена парадигмы для туристической отрасли(...). Это такой же умирающий вид рынка, как вещевые рынки, барахолки. Всё переходит к цивилизованной торговле и в конце концов он должен перейти. Останется небольшое количество сильных, умеющих вести бизнес. Остальные останутся, остальные умрут" - заявил официальный представитель ассоциации туристических агентств Казахстана Денис Кривошеев.

По его словам, это тот случай, когда "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". А для того, чтобы остаться на плаву игрокам рынка, необходимо объединяться и эволюционировать. Помочь им в этом готовы в туристической ассоциации, правда не бесплатно, а за членские взносы и вступление в её ряды.

"Они думают: "я самый умный, мне никто не нужен, чаша сия меня минует, мне не надо объединяться, я не готов платить эти несчастные 5 тысяч тенге в ассоциацию, чтобы она защищала наши интересы". Вот эта мелочность, ощущение, что я самый умный, оно на рынке прям присутствует", - назвал одну из основных причин грядущего краха туристического рынка представитель ассоциации.     

Новый виток эволюции отечественного рынка организации отдыха, по словам собеседника, заключается в развитии внутреннего туризма, как для граждан страны, так и для иностранцев.  

"Мы видим спасение только в развитии принимающего или внутреннего туризма. Мы рекомендуем всем переориентироваться на приём. Меняться, учиться, придумывать продукты. И стимулировать внутренний туризм", - отмечает Денис Кривошеев.

Аналогичные попытки, как показывает практика, уже делаются в России. И как рассказали в отечественных турфирмах, казахстанцы всё чаще стали интересоваться авиабилетами в Сочи.