Министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек заявил, что в Казахстане будет создана национальная компания, надзирающая за безопасностью полётов в гражданской авиации.

"Мы выработали подходы по внедрению британской модели, предполагающей изменения в законодательстве в части передачи контрольно-надзорных функций в области безопасности полётов в новую структуру в форме национальной компании по надзору и контролю в области гражданской авиации, которая подотчётна министерству", – сказал Женис Касымбек на заседании Правительства.

Часть сотрудников, а именно инспектора, перейдут в нацкомпанию. За Министерством по инвестициям и развитию сохранятся функции по формированию государственной политики и международные отношения. Предложение об этом будет вынесено на заседание национальной комиссии по модернизации.

В Великобритании действует госкорпорация со штатной численностью 800 человек. Она подотчётна департаменту транспорта, который формирует госполитику в области гражданской авиации. Британская модель – одна из самых безопасных в мире. Штат казахстанского комитета – 76 человек, из них две трети уйдут в новую нацкомпанию.

"Сегодня, чтобы адекватно проверить качество пилотов, самолётов, мы не можем в комитет пригласить соответствующих специалистов, потому что они в компании получают заработную плату в 4-5 раз больше. То есть, мы должны создать соответствующие условия, чтобы привлечь специалистов. Это возможно только в форме нацкомпании или АО. Для этого требуется передать часть госфункций на уровень компании. Речь идёт о том, чтобы привлечь специалистов, которые соответствуют всем международным требованиям", – заявил Касымбек.

В прошлом году в Казахстане произошло пять авиационных происшествий с человеческими жертвами. Погибли 11 человек. Все инциденты произошли с воздушными судами малой авиации.

"К сожалению, с увеличением количества судов и авиационных работ растёт число авиационных происшествий. В прошлом году физические и юридические лица приобрели и зарегистрировали 80 воздушных судов малой авиации в Казахстане. Это связано с увеличением обработки сельхозугодий, ростом объёмов оказания медпомощи", – сообщил глава ведомства.

По трём из пяти авиапроисшествий расследования завершены, причины установлены. Основные причины катастроф – человеческий фактор и отказ техники.

"Наиболее резонансные события прошлого года связаны с самолётом Ан-28 авиакомпании East Wing, выполнявшим санитарный рейс, и самолётом Tecnam, осуществлявшим учебно-тренировочные полёты Академии гражданской авиации. По обоим случаям расследования продолжаются, проводятся соответствующие экспертизы. Их завершение ожидается до конца первого квартала текущего года. Результаты будут дополнительно сообщены", – заключил Касымбек.